Главная страница

§ 11. Наглядные формы представления информации. 2 § 12. Обработка информации. 4



Скачать 272.51 Kb.
Название§ 11. Наглядные формы представления информации. 2 § 12. Обработка информации. 4
Дата24.04.2016
Размер272.51 Kb.
ТипДокументы

Оглавление


§ 1.11. Наглядные формы представления информации. 2

§ 1.12. Обработка информации. 4

§ 1.13. Изменение формы представления информации. 5

Систематизация информации 5

§ 1.14. Получение новой информации. 9

§ 3.9. Запись плана действий в табличной форме. 16

§ 3.10. Что умеет компьютер. 17

§ 3.11. История латинской раскладки клавиатуры. 20


§ 1.11. Наглядные формы представления информации.


Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно — с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.

И дети, и взрослые любят иллюстрированные книги, потому что рисунки позволяют очень быстро понять, о чём идет речь. Так, чтобы понять, о чем написано в выделенном ниже фрагменте текста, вам потребуется приблизительно полминуты; чтобы воспринять смысл рисунка, будет достаточно нескольких секунд. Проверьте.

В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих код — метку, состоящую из чёрных линии. Для чтения штрих - кодов применяют специальные штрих - сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctg_fsb5rksrzb4i0ho3bhaomj2_1e2o0ktlp5m0vtndb5f89f8sg https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcswbyvdlie6d0khgdj-zgmwjzxrfn4rozc0dr6qmlgyjlg8mmp_
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.

Каждый ученик 5 класса знает схематичное изображение приставки, корня, суффикса и окончания слова. Поэтому вы сразу поймёте, о чём идёт речь, если учитель русского языка попросит подобрать слова, соответствующие следующей схеме:

Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.

Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмём для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 миллиметр. С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно:


Шимпанзе

Лошадь

Верблюд

Крокодил

Слон

























































































































































































































































































10 20 30 40 50 60 годы




Вместо отрезков можно нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 10, 30, 25 и 60. Получим более наглядную столбчатую диаграмму:



А рисунки животных рядом с диаграммами наверняка будут способствовать тому, чтобы полученные сведения остались в вашей памяти надолго.

c:\users\student\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.ie5\p9xz30d2\mc900434810[1].png


В § 3.8 вы можете ознакомиться со способом решения задач с помощью перехода от текстовой информации к рисунку и схеме.

! Самое главное

Наглядные формы представления информации — это рисунки, схемы, диаграммы и так далее.

Иллюстрации помогают читателю очень быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.

Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.

Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.

? Вопросы и задания

1. Расскажите о наглядных формах представления информации.

2. С какими наглядными формами представления информации вы знакомы? Приведите свой пример и расскажите об этой форме.

3. С какими схемами вам приходилось иметь дело на уроках математики, русского языка, естествознания? Встречались ли вы со схемами в жизненных ситуациях? Приведите примеры.

4. Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила — 6671 км, Дуная — 2850 км, Волги — 3530 км, Дона — 1870 км.

5. Придумайте два-три предложения по следующей схеме:

§ 1.12. Обработка информации.


Обработка информации — это решение некоторой информационной задачи. Вы хорошо знакомы с задачами по математике. Рассмотрим одну из них: ученики 5А класса посадили 21 дерево, а ученики 5Б класса посадили на 5 деревьев меньше. Сколько деревьев посадили оба класса вместе?

В этой задаче имеется набор исходных данных. Требуется получить результат. Процесс перехода от исходных данных к результату и есть обработка информации. Решая задачу, вы обрабатываете информацию, другими словами, вы являетесь исполнителем, обрабатывающим информацию. Исполнителем может быть не только человек, но и специальное техническое устройство, например компьютер.

В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных. Это происходит за счёт их преобразования по некоторым правилам.

При решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. Это происходит, например, при систематизации исходной информации, поиске нужной информации в хранилище информации, кодировании информации.

! Самое главное

Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.

Обработка информации бывает двух типов:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

2) обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

? Вопросы и задания

1. Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.

2. Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи (но вашему учебнику математики). К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?

3. Всегда ли при решении математических задач вы получали новую информацию? Приведите примеры.

4. В чём различие между первым и вторым типами обработки информации?

§ 1.13. Изменение формы представления информации.

Систематизация информации


Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий, дисков. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?

В первую очередь, все эти вещи могут быть разделены по определённым признакам на группы. Например, фотографии — отдельно, книги отдельно, диски — тоже отдельно. Это деление по признаку «форма представления информации».

В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2000 года) и новые (изданные в 2000 году и позднее).

Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и так далее). Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и так далее.

Пример. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) объекты и природные объекты. Последние, в свою очередь, можно разделить на неживые и живые объекты и так далее.

Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается).

Чаще всего используются следующие виды сортировки:

• по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);

• по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);

• в хронологической последовательности (по дате и времени).

Например, в алфавитном порядке составляется список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

Поиск информации

Ещё один важный вид обработки информации — поиск. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Поиск информации это и обращение в справочную службу (09) для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку это тоже поиск информации.

Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.

http://q-seo.com.ua/blog/wp-content/uploads/2013/03/poisk_informacii_dlya_pokupki.gif

Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, — телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.

Если информация в хранилище систематизирована, то её поиск осуществляется достаточно быстро.

Кодирование как изменение формы представления информации.

Важным видом обработки информации является изменение формы её представления. Мы изменяли форму представления информации, когда занимались её кодированием. На уроках математики, отмечая на координатном луче точки, вы изменяете форму представления информации с числовой на графическую. Осуществляя на уроках иностранного языка перевод слов, предложений и текстов, вы также изменяете форму представления информации. С текстовой на графическую изменяется форма представления информации, когда вы рисуете иллюстрации к произведениям, изучаемым на уроках литературы.https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:and9gct9xw_ftqgf2vvlfpiuw0idflld_olsjeckmzhy8vyjk6rtakuk

Если идёт ремонт дороги, и проезд по ней временно закрыт, то сообщать об этом водителям можно словами «Проезд запрещён», а можно поставить дорожный знак, имеющий такой же смысл. В первом случае на месте ремонтных работ должны день и ночь дежурить люди, а во втором — просто стоит дорожный знак. Это гораздо удобнее.https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcst4t45xo2mfz5suumnitlwxial9juymnfuosyujdbit2qbvwxx1w

Следует понимать, что выбор формы представления информации зависит от цели, ради которой это представление осуществляется.

Изменение формы представления информации переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.

! Самое главное

Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

?Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры.

2. Приведите примеры информации, отсортированной:

а) по алфавиту;

б) в порядке убывания;

в) в хронологической последовательности.

3. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.

4. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.

5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.

1) Солнце, воздух, ветер, почва;

2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд;

3) стол, стул, диван, шкаф;

4) автомобиль, самолёт, стул, стол;

5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;

б) кот, собака, корова, кролик;

7) сантиметр, дециметр, метр, километр:

8) сандалии, валенки, туфли, сапоги;

9) весна, река, рука, яблоня:

10) приставка, корень, суффикс, окончание;

11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;

12) глагол, существительное, прилагательное, местоимение;

13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;

14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик;

15) хранение, передача, обработка.

6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.

1) 2, 3, 6, 7, 11;

2) 18, 12, 3, 29, 45, 28;

3) 10, 20, 30, 36, 40, 50;

4) 72, 62, 52. 45, 32, 82;

5) 24, 29, 22, 37, 25, 28;

6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.

7. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.




Государство

Столица

1







2







3







4







5








Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.




Столица

Государство

1







2







3







4







5








8. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой.

1492 г. Создание первого компьютера.

1961 г. Создание первого отечественного компьютера.

1957 г. Открытие радиосвязи.

1916 г. Первый полет человека в космос.

1951 г. Принятие христианства на Руси.

988 г. Первое упоминание в летописи о Москве.

1895 г. Начало Великой Отечественной войны.

1941 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.

1147 г. Открытие Колумбом Америки.

Перепишите события в хронологической последовательности.



Год

Событие




















































































§ 1.14. Получение новой информации.


Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.

Например, мы намереваемся перейти дорогу по переходу, регулируемому светофором. Подойдя к переходу, мы получаем зрительную информацию о том, что горит красный свет. Мозг обрабатывает полученную информацию и выдаёт нам преобразованную: «Стоять!». Здесь входной информацией было знание направления движения и красный свет светофора, выходной — решение человека стоять, не переходить дорогу, пока не загорится зелёный свет. Аналогичное преобразование информации происходит при совершении покупок (информация о стоимости нужного нам предмета и наличии у нас денег преобразуется в решение покупать или не покупать), при планировании отдыха и во многих других случаях.

Преобразование информации по заданным правилам

Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.

Рассмотрим математическую задачу.

Задача. В треугольнике АВС АВ = 18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника ABC?

Решение

Периметр треугольника равен сумме длин всех образующих его отрезков: Р = АВ + ВС + АС. Найдем ВС 18 - 3 = 15 (см), АС = 18:3 = 6 (см) и вычислим периметр: 18 + 15 + 6 = 39 (см).

Таким образом, в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам (изученным ранее) мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.

В следующем пример показано, как преобразование информации может осуществляться по подробному плану, заданному с помощью схемы.

Дана схема, задающая план выполнения действий:



Что получится в результате?

Решение

Представим этот же процесс преобразования информации по шагам:

1) 47 + 17 = 64;

2) 64 - 36 = 100;

4) 100 - 284 = 384;

5) 384 + 166 = 550;

6) 500 — трёхзначное? (да);

7) 550 + 284 = 834;

8) 834 + 166 = 1000;

9) 1000 — трёхзначное? (нет);

10) 1000 + 2587 = 3587.

Самостоятельно выясните, каким будет результат вычислений, если исходное число уменьшить на 24.

Преобразование информации путём рассуждений

Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений.

Вначале вы анализируете имеющуюся информацию - выделяете значимые объекты и устанавливаете между ними связи. Рассуждая, вы взвешиваете различные варианты и делаете некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.



В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Задача. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

Решение

Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов:

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcqpdzv6-psmidshs8-f_ogzbhnyvirpjks1avp8mdx9-sweawbmhttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctc43djqpieb4ex-qpxh2f_o4zv5rujdfj4cthuqgjejfqxhum-
бутылка кружка чашка стакан кувшин

с минераль-

ной водой

1 2 3 4 5

Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.

Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке молоко, в кувшине — квас. Задача решена.

Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц. Вспомните задачу из § 1.10.

Разработка плана действий и его запись

Во многих информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Рассмотрим примеры.

Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а → б; мама → нбнб; весна → гётоб.

Отгадайте, какое правило задумал Петя.

Решение

Анализ первой пары «а → б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту.

Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

Таким образом, мы установили возможное правило преобразования входной информации в выходную. А можно ли предложить другое правило, обеспечивающее такой же результат?

Задача 2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?

Решение

Введём обозначения: пусть М1 и М2 мальчики, а С1 и С2 - солдаты; стрелкой обозначим направление переправы. Запишем план переправы по пунктам:

1) Ml и М2 → ;

2) Ml ← ;

3) С1 →;

4) М2 ← ;

5) М1 и М2 → ;

6) М1 ← ;

7) С2 →;

8) М2 ← .



А теперь представим решение в более наглядной форме — в виде таблицы:


Шаг

На этом берегу

Кто в лодке

Куда

На том берегу

1

С1, С2

M1, М2



M1, М2

2

С1, С2, M1

M1



М2

3

С2, M1

С1



М2, С1

4

С2, M1, М2

М2



С1

5

С2

M1, М2



M1, М2, С1

6

С2, M1

M1



М2, С1

7

M1

С2



М2, С2, С1

8

M1, М2

М2



С2, С1


В § 3.9 приведён ещё один пример задачи, решение которой (план действий) удобно представлять в табличной форме.c:\users\student\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.ie5\p9xz30d2\mc900434810[1].png

! Самое главное

При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации.

Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат.

План действий может быть записан по пунктам, представлен в виде таблицы или схемы.

?Вопросы и задания

1. Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите пример.

2. Используете ли вы планы действий при обработке информации на уроках русского языка? Приведите примеры.

3. От чего зависит выбор формы представления плана действий?

4. Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?

5. Нужны ли при решении житейских задач знания, получаемые вами в школе? Приведите примеры.

6. Решите следующие примеры самым удобным способом: 1 — с помощью таблицы умножения; 2 - подбором; 3 — разложением на удобные слагаемые. Укажите способ вычислений в квадратике, рядом с каждым примером.




81:9= 168:42= 114:38=

180:4= 112:16= 365:73=

138:6= 84:4= 621:9=


112:56= 259:37= 140:28=

300:50= 116:29= 92:4=

51:17= 490:70= 480:8=

141:3= 270:54= 168:24=

222:3= 720:8= 819:9=

7. Возле школы растут шесть деревьев: сосна, берёза, липа, тополь, ель и клён. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что берёза ниже тополя, липа выше клёна, сосна ниже ели, липа ниже берёзы, сосна выше тополя?

8. Пятеро одноклассников — Аня, Саша, Лена, Вася и Миша — стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере:

2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;

3) Саша всегда побаивался истории;

4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием:

5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;

6) Аня сожалеет о том, что у нее остаётся мало времени на литературу.

Победителем, какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Предмет

Школьник

Аня

Саша

Лена

Вася

Миша

История
















Математика
















Информатика
















Литература
















География

















9. Некое устройство настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило её преобразования.

Вход

1

2

урок

5

10

11

Выход

о

д

Не могу

п

д

?




Вход

осень

72

45

645

24

2000

Выход

Не могу

д

д

т

д

?




Вход




белый

нос

сел

она

река










Выход

Не могу

и

с

г

м

?










Вход

рука

123

нож

окно

лук

шоссе

Выход

ж

Не могу

м

с

м

?




Вход

2

уж

села

лак

весело

вечер

Выход

Не могу

2

4

3

5

?




Вход

что

8

14

21

129

48

Выход

Не могу

ч

ч

н

н

?




Вход

15

карась

слон

скворец

паук

сом

Выход

Не могу

р

з

п

н

?




Вход

рама

2

хром

хрип

клин

стол

Выход

м

Не могу

о

и

и

?


10. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять волка с козой либо козу с капустой без присмотра нельзя — волк может съесть козу, а коза — капусту. Как должен вести себя крестьянин?

Оформите план переправы любым известным вам способом.

§ 3.9. Запись плана действий в табличной форме.


Есть много задач, решение которых удобно представлять в табличной форме.

Рассмотрим одну из них.

Задача. Некто имеет 12 пинт мёда и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 пинт. Он имеет два сосуда: один вместимостью в 8 пинт, а другой вместимостью в 5 пинт. Каким образом налить 6 пинт мёда в сосуд на 8 пинт? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать?

3.11

5

8

12


* Пинта - единица объема и емкости (вместимости) в США, Великобритании и ряде других стран; равна примерно половине литра.
Решение


Решение этой задачи представлено в следующей таблице:


Этап решения задачи

Ёмкость

12 п

8 п

5 п

До переливания

12

0

0

1 - е переливание

4(12 - 8)

8 (0 + 8)

0

2 - е переливание

4

3 (8 - 5)

5(0 + 5)

3 - е переливание

9(4 + 5)

3

0 (5 - 5)

4 - е переливание

9

0 (3 - 3)

3 (0 + 3)

5 - е переливание

1 (9 - 8)

8 (0 + 8)

3

6 - е переливание

1

6 (8 - 2)

5 (3 - 2)


Проговорите словами всю последовательность операций по переливанию жидкости из сосуда в сосуд.

Попытайтесь оформить решение этой задачи в виде схемы.

Продумайте и оформите любым удобным для вас способом решение следующей задачи.

Задача. Две хозяйки купили 8 литров молока. У одной 5 литров в 6-литровом бидоне, у другой 8 литра в 5-литровом бидоне. Они решили разделить всё молоко поровну, по 4 литра, пользуясь ещё одним. 2-литровым бидоном. Как это сделать?

§ 3.10. Что умеет компьютер.


Вся информация, поступающая к человеку, состоит из сигналов. Известно, что таких сигналов человек получает значительно больше, чем в состоянии обработать его мозг. Человек так устроен, что он:

• не может принять непонятную ему информацию;

• необъективен, то есть зачастую воспринимает информацию не такой, какая она есть, а такой, какой она ему кажется;

• быстро устаёт и может ошибаться, обрабатывая информацию;

• не может долго хранить информацию: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.

Справляться с этими проблемами человеку помогает компьютер.

Компьютер имеет дело с данными. Данные — это информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером. Это могут быть числа и буквы, рисунки и звуки. За малое время компьютер способен обработать большое количество данных.

Компьютер обрабатывает данные по заданным инструкциям и создаёт информацию для человека. Этим работа компьютера похожа на работу человеческого мозга.

В отличие от человека компьютер не может думать. Он выполняет только то, что ему предписано. Часто говорят о компьютерных ошибках, но, как правило, это ошибки людей, разработавших неверные инструкции для компьютера.

Сегодня компьютер является незаменимым помощником человека в любой сфере деятельности. Какими же «профессиями» он владеет?


Вычислитель - прямая (по названию) и первая (исторически) из его «профессий». С помощью компьютера проводятся математические вычисления в различных областях науки и техники. Это и обработка результатов экспериментов, и расчёт траекторий космических аппаратов, астрономические исследования и многое другое.https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctamboadioaqf65nhdpdb509uy93qysrxbvx_twimt4wpd7_nvh6q


Пишущая машинка. Набор и редактирование текстов, хранение и печать документов широко используются во всех сферах деятельности.



Делопроизводитель. Можно реализовать ведение личных дел сотрудников, подготовку приказов и распоряжений.




Личный секретарь. Под этим подразумевается ведение делового дневника, напоминание о важных делах и знаменательных событиях.





Бухгалтер. Производится быстрый расчёт заработной платы для всего предприятия, учёт доходов и налогов, подготовка документации.



Справочное бюро. Компьютер представляет вам информацию по множеству вопросов. 





Библиотекарь. Компьютер позволяет хранить сотни тысяч томов, осуществлять быстрый поиск и предоставление на экране нужного материала.




Издатель. С помощью компьютера можно создавать макеты книг, газет, журналов, рекламных проспектов и плакатов.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcshaanil_adgk6o_ggv67iqjlas-pwvetkybmn0tqkzvtkkwtsl

Переводчик. Компьютер может осуществлять перевод отдельных слов и текстов с русского языка на иностранный и наоборот.




Почтальон. Ваши сообщения могут быть доставлены в любую точку планеты за считанные минуты.

Художник. На компьютере можно создавать новые изображения и редактировать (изменять размеры, форму, цвет, добавлять и удалять фрагменты) имеющиеся рисунки и фотографии.




Мультипликатор. На компьютере можно создавать двумерные и трёхмерные движущиеся изображения, всевозможные видеоэффекты.




Модельер. На компьютере можно разрабатывать модели обуви и одежды, подготавливать выкройки.


Архитектор. Компьютер позволяет проектировать здания и сооружения, представлять их не только в чертежах, но и в макетах на экране, с возможностью просмотра конструкций снаружи и внутри. 

Дизайнер. На компьютере можно разрабатывать дизайн помещений, создавать на экране интерьеры, подбирать фактуру и цвет отделочных материалов, моделировать расстановку мебели.




Конструктор. Компьютер позволяет проектировать и рассчитывать механизмы и конструкции.





Композитор и музыкант. Компьютер позволяет сочинять, создавать аранжировку и исполнять музыкальные произведения.


Врач. Имеется возможность обследования, диагностирования и назначения лечения.




Учитель. В наглядной форме подставляется учебный материал по любому предмету, моделируются эксперименты, проводится тестирование, исправление ошибок, оценивание.

Игротека. Существует необычайно широкий круг захватывающих компьютерных игр. 


§ 3.11. История латинской раскладки клавиатуры.


В 1867 году в Америке была изобретена механическая пишущая машинка.

При ударе по её клавише выскакивал рычажок с закреплённой на нём металлической буквой. Эта буква ударяла по красящей ленте и оставляла оттиск на бумаге. Если машинистки быстро ударяли по клавишам, то рычажки не успевали возвращаться на место и заклинивали друг друга. Чтобы исправить ситуацию, буквы, встречающиеся наиболее часто, разместили как можно дальше друг от друга.

С тех пор прошло много лет. В клавиатурах компьютеров нет никаких рычажков, а раскладка латинских букв на клавиатуре так и осталась не самой удобной для ввода слов. Люди настолько привыкли к старой раскладке, что отказаться я от неё не могут до сих пор.