Главная страница

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»



НазваниеА. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»
Дата11.04.2016
Размер49.4 Kb.
ТипДокументы

Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители».

Цель: анализ сказки Погорельского через погружение в текст.

Задачи: 1. Формирование умения анализировать текст.

              2. Формирование умения задавать вопросы.

         3. Формирование умения обобщать информацию через составление «толстых и тонких вопросов».

              4. Формирование умения работать в паре,  группе.

Оборудование: портрет писателя, пословицы.

Ожидаемый результат: учащиеся выходят на проблему(не самое главное в жизни поймать удачу), учатся детально анализировать текст, освоят культуру работы в парах.

Ход урока.

1.Фаза вызова.

Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.

Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)

Запись в тетради темы урока.

Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки.

Работа с портретом писателя.

А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

-Посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

-Вообразите себе, что этот красивый,  синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Черная курица, или подземные жители» - Антоний Погорельский?

 - Учащиеся формулируют вопросы, комментируя их.  Учитель фиксирует их на доске.

Возможные варианты:

- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

- Когда вы научились читать?

- Какие книги вы читали?

- А в детстве вы сочиняли сказки?

-  Как вы придумали сказку  о  черной курице?

Ребята записывают каждый свой вопрос в тетради и затем в ходе рассказа учителя, работы с учебником, анализа сказки записывают ответ на данный вопрос.

2.Фаза осмысления.

Посмотрим, кто из вас самый внимательный читатель.

- На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те,  которые, по-вашему, отражают смысл сказки. Какую из них вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?

1. Трудно найти,  легко потерять.

2. Только ума на деньги не купить.

3. Как прожил, так и прослыл.

4. Сам погибай, а друзей выручай.

5. Дал слово – сдержи его.

6. Что посеешь, то и пожнешь.

7. долг платежом красен.

8. Учись на добро отвечать добром.

9. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

10. Добро век не забудется.

Работа по усвоению новых знаний.

Чтобы достичь целей, выполним задания в группах.

1 группа.  Алеша в начале сказки.

Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124). Каков Алеша в начале сказки?

2 группа. Алеша в Подземном городе.

Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши (с. 135 – 136).

Подумайте, какова роль этого эпизода в сказке?

Физминутка под голосовое сопровождение учителя. Дети выполняют упражнения (4 раза):

- Раз! - Подняли руки вверх.

- Два! - Нагнуться вниз.

- Три-четыре-пять! - Прямо стать,

Будем снова начинать.

3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля.

- Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы?
(с. 140 – 142)

Проследите изменения его характера и поведения, запишите опорные слова на ступеньках.

- Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

Чем закончилось для Алеши это восхождение? Почему испортился его нрав?

 4 группа. Алеша и Чернушка

Прочитайте выразительно и объясните, как вы понимаете смысл высказываний:

Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!

Кто произносит эти наставления? Прибавил ли Алеша к своим худым свойствам неблагодарность?

Закрепление. Составление “толстых и тонких вопросов».

“Тонкие” вопросы – это односложные вопросы: да/нет

“Толстые” вопросы – это вопросы – рассуждения.

- Встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт)

- О каком зле, или каких злых героях мы читали? (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное).

- Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (Да)

- Каким образом? (Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками).

- Что победило? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)

- Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами: не для того вам дан ум, чтобы во зло его употребить)

Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.

3.Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.

4. Домашнее задание:

Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе, а какой я?

«…Алеша стыдился об этом говорить…»

А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.

МКОУ «Налимовская средняя общеобразовательная школа»

Урок по литературе

в 5 классе
А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители».

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Мачехина Юлия Николаевна