Главная страница

"Азбука безопасности"



Скачать 263.79 Kb.
Название"Азбука безопасности"
Дата08.03.2016
Размер263.79 Kb.
ТипДоклад

Доклад

на тему: “Азбука безопасности”

(формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру).

Воспитателя ДОУ № 37 “Звёздочка”

г. Удачного Мирнинского района

Республики Саха(Якутия)

Киселёвой Ирины Викторовны.


г.Удачный

Оглавление.

  1. Актуальность темы организации безопасной жизнедеятельности детей. 2стр.

  2. Решение проблемы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста

на основе государственных стандартов дошкольного образования. 3 стр.

2.1 Проект «Азбука безопасности». 5 стр.

      1. Первый блок: «Здоровье и безопасность». 7стр.

      2. Второй блок: «Домашние опасности» . 10стр.

      3. Третий блок: «Личная безопасность». 12стр.

      4. Четвёртый блок: 14 стр.

1). «Опасности на улице» (младший возраст).

2). «Опасности в природе» (старший возраст).

2.1.5. Пятый блок: «Дорожная азбука». 17стр. 3. Выводы. 20 стр.

4. Литература. 23стр.

1. Актуальность темы организации безопасной жизнедеятельности детей.

Тема организации безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является очень актуальной.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни.

Современный ребенок постоянно находится в мире природных, техногенных, социальных, криминальных опасностей, часто угрожающих его здоровью и жизни. Каждый раз газеты, радио и телевидение приносят тревожные сообщения об очередных авариях, катастрофе, стихийном бедствии, несчастных случаях, повлекших за собой гибель не только взрослых, но и детей. Из-за нарушения мер пожарной безопасности участились случаи пожаров в школе.

Дети часто получают травмы в знакомой обстановке, например, дома или возле дома. Характер меняется с возрастом. Малыши часто падают, обжигаются, отравляются, пробуя на вкус доступные им предметы. Зачастую получают травмы на дороге или во время игр на улице. Часто подобные несчастные случаи предотвратимы, можно избежать травм или даже смерти. Это доказала программа организованного обеспечения безопасности детей за рубежом. До этого времени в результате несчастных случаев за год погибло много детей.

Охрана здоровья детей – главная задача, которая стоит перед обществом.

В 1991г. среди школьных дисциплин появился новый предмет – «Основы безопасности жизнедеятельности», который представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности.
2. Решение проблемы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста на основе государственных стандартов дошкольного образования.

Начальное звено в системе образования – детский сад, где воспитательно-образовательный процесс направлен на укрепление физического и психического здоровья детей, их интеллектуальное развитие. Мы, педагоги, стараемся выполнять всю работу в детском саду с учетом «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей».

Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять сами дети, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Я считаю, что эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработал авторский коллектив (Р. Стернина, Н Авдеева, О. Князева). Эта программа разработана на основе государственных стандартов дошкольного образования. Ее рекомендовало Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Я, как педагог, воспитывающий детей, заинтересована в сохранении жизни и здоровья ребенка. Меня не только заинтересовала тема «Основы безопасности», но и по-настоящему увлекла, так как я воспитываю двух сыновей. Все мы стремимся обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям. Эта программа мне импонирует тем, что она ставит задачи не только научить детей стараться избегать опасностей, при необходимости правильно действовать, но и учит предвидеть опасности.

При этом важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда ребёнок лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Эта программа помогает в решении задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: «вместе ищем выход из трудного положения», « вместе обсуждаем проблему», « ведем диалог», «вместе познаем, делаем открытия, удивляемся».

Цель программы - научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще - режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

При разработке перспективного планирования я использовала учебник А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности», рекомендации методического пособия «Как обеспечить безопасность дошкольников» (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина).

2.1. Проект «Азбука безопасности».

Разработанный мной проект «Азбука безопасности» содержит пять блоков, а каждый блок разбит на темы. Занятия проводятся один раз в неделю. Тема занятия проходит через все центры деятельности детей в течение недели. Когда мы с детьми проходили блок «Домашние опасности» тему «Острые, колющие и режущие предметы», на занятии по лепке дети создавали барельеф «Острых предметов». По изобразительной деятельности дети рисовали эти предметы, на ручном труде «Как обезопасить иглу» - изготавливали игольницу, в сюжетно – ролевой игре «Больница» выполняли прием оказания первой помощи у пациента с порезом, на конструировании «Строим больницу» обустраивали кабинет врача. В утренний отрезок времени – заучивали с детьми стихотворения; проводили игровые упражнения, краткие беседы по темам. Перед дневным сном разучиваем с детьми упражнения для снятия утомления, для предупреждения плоскостопия, для сохранения правильной осанки, для релаксации после мышечного напряжения.

Релаксация

Дети ложатся на спину на ковёр, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На фоне спокойной музыки и звуков леса звучит голос воспитателя:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко и ровно,

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!
В ходе работы выделилось одно из главных направлений – организация предметно – развивающей среды в группе: уголок здоровья, физического саморазвития, детского экспериментирования, уголок безопасности. Предметная среда способствует развитию психических процессов, формированию познавательной активности, мотивации детей. По мере наполняемости уголков содержательнее становятся сюжетно-ролевые игры детей, малоактивные дети быстрее и активнее включаются в игру. Когда пополнился уголок здоровья носилками, халатами, медицинскими шапочками, косынками, сумочками, бинтами, грелкой, схемой оказания первой помощи при порезах, ушибах, травмах, девочки Лена Ч., Полина С., Севиль Т., Софья И., Саша М. организовали «Пункт первой помощи», а малоактивные дети Коля В., Витя С., Дима Н. построили машину «скорой помощи» и были медбратам, водителем.

Помощь в решении задач по обеспечению безопасности, здорового образа жизни детей оказывают и родители. Родители Паши Р., Димы К., Кристины М., Кристины А., Насти К, Демьяна М., Юли Б. участвовали в изготовлении наглядного материала, в оформлении уголков безопасности и здоровья. Наполняемость центров зависит от финансовых возможностей. Хотелось бы больше фабричных пособий, дидактического и раздаточного материала. Для родителей сделала папки-передвижки «Безопасность в Вашем доме», «При выходе из дома», «Безопасность на дорогах», «Если ребенок один дома», «Чрезвычайные ситуации».

Родители заинтересованы в безопасности и охране здоровья своих детей. И чтобы родители были помощниками в решении этих задач, они должны обладать этими знаниями сами. И поэтому рекомендации для родителей я подбираю наиболее актуальные. В течение года организовывала выставки творческих детских работ для родителей, родительские собрания, дни открытых дверей, экскурсии с детьми по месту работы родителей Леси Л. – пункт «Скорой помощи», Паши Р. – пожарная часть, Коли В. – служба спасения, Оли К. – бассейн.

Очень интересно проходит практическая работа с родителями: обучение приемам закаливания, точечного массажа, техники выполнения упражнений, оказания первой помощи.

2.1.1.Первый блок: « Здоровье и безопасность ».

Я считаю, что именно эту тему необходимо изучать с детьми в первую очередь. Ведь здоровье – главная ценность человеческой жизни. Сегодня установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. В этой связи актуальной становится задача сформировать профилактическое мышление, правильный взгляд на здоровый образ жизни. Задачи этого блока направлены на то, чтобы научить ребенка управлять своим здоровьем, познавать особенности своего организма и выживания в современных условиях жизни, то есть уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. В основе разработки этого блока лежат «Положение об охране и укреплении здоровья детей», «Концепция дошкольного воспитания».

В блоке «Здоровье и безопасность» знакомлю детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Дети проверяли на себе, как работает сердце после бега, дыхание в состоянии покоя. Формирую у детей младшего возраста умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы: «Хочу спать»…

Во время проведения экскурсий за город дети определяли свое самочувствие (голоден, устал, мучает жажда) и устраняли дискомфорт (пообедали, сели отдохнуть, попили воды).

Ценности здорового образа жизни воспитывала через различные формы организации физической активности (физкультминутки, подвижные игры, спортивные игры, посещение бассейна). Кристина А., Софья И. отказывались ходить на утреннюю гимнастику. А после физкультурного (спортивного) развлечения « У Мишки в гостях», где выступали девочки-гимнастки, и через персонажа Олимпийского Мишки поставила цель воспитать осознанное отношение к необходимости заниматься спортом. Вскоре девочки стали с удовольствием посещать утреннюю гимнастику и студию «Модницы и модники».

Важно нацелить малышей и детей старшего возраста на необходимость профилактики заболеваний: разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витаминно- , фито- и физиотерапия, массаж, корректирующая гимнастика. Ежедневно после дневного сна, начиная с младшего дошкольного возраста, проводятся специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой босиком по солевой и гигиенической дорожке, по дорожке с пришитыми пуговицами, по искусственной травке и по дорожке «следов». В комнате здоровья - ходьба босиком по дорожке с профилактическим массажем стоп, по ребристой доске, по искусственной травке, по дорожке с пришитыми пуговицами, по дорожке «следов».

Вместе с родителями сшили дорожку закаливания, которую регулярно используем после сна, принимаем воздушные ванны, делая точечный массаж. На занятие ручного труда со старшими детьми сшили рукавицу для обтирания.

В уголок здоровья родители Лены Ч. сделали схему точечного массажа. Стараюсь, чтобы все упражнения дети выполняли осознанно, как необходимые, помогающие сохранить и укрепить их здоровье. Для этого использую рассказы о микроорганизмах, микробах, которые являются возбудителями болезней. В уголке экспериментирования проводили опыт с микроскопом, опыт грязных и чистых рук, таяние снега. Показывали драматизацию «Мойдодыра» К. Чуковского малышам. Хочется отметить, что дети с удовольствием усваивают материал с помощью художественного слова (песен, загадок, стихотворений, словесных игр). С помощью песни « Микробы и мыло» дети усвоили, что от простой воды и мыла у микробов тают силы». Стихотворение «Про зубную щетку» учит детей правилу личной гигиены «твоя расческа и зубная щетка только для тебя», учит заботиться о здоровье окружающих,

«Чтобы, чтобы, чтобы

Все свои микробы

Ты не передал другим».

А сценки кукольного театра, где детям предлагают разыграть сюжет, учат, чихая или кашляя, прикрывать рот и нос рукой или носовым платком, чтобы микробы не попали в пищу, на предметы, не вдыхались находящимися рядом людьми. Регулярно провожу с детьми хозяйственно-бытовой труд «Стирка и мытье» спортивного инвентаря, «Сделаем наших кукол красивыми», «Влажная уборка групповой комнаты». В хозяйственно – бытовом труде дети участвуют с удовольствием, как малыши, так и старшие. В сюжетно – ролевой игре «Больница» дети имитируют проветривание, понимая его значимость.

Читая сказку Чуковского «Айболит», детям даю знания о признаках болезней. Разыгранные сценки знакомят с правилами поведения во время болезни, с мерами, которые нужно предпринимать. В игровых ситуациях учимся набирать номер службы скорой помощи «03» и правилам разговора с диспетчером: «Здравствуйте, это…»

Дети испытывают сложность при применении правил на практике, поэтому мы на занятиях по аппликации сделали «Записные книжечки», куда записали номера экстренной помощи, а дома я предложила детям записать рабочие номера телефонов родителей и телефоны близких знакомых. «Записная книжка» должна лежать на видном месте», это уже дети объясняли своим родителям и родственникам.

Сюжетно-ролевые игры помогают научить детей объяснять причину своего недомогания и понимать, как важно своевременно обращаться к врачу, чтобы быстрее побороть болезнь.

Сказочные персонажи, которые приходят на праздник здоровья, герои художественного произведения учат детей не бояться посещений врача и понять важность прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Проблемные ситуации, художественное слово помогают дать элементарные сведения о лекарствах, витаминах и о том, как они помогают бороться с вредными микробами, усиливают его защиту; помогают усваивать меры предосторожности с лекарствами. В уголке экспериментирования дети изготавливают лекарства, разливают в пузырьки и применяют в сюжетно - ролевых играх: «Больница», «Аптека». В дидактической игре «Витаминки» дети узнают о пользе витаминов, их значение для организма; какие витамины содержат сырые овощи, фрукты. Во время второго завтрака изготовляем фруктовые шашлычки. Регулярно провожу с детьми посадку лука, чеснока, посев укропа и петрушки в «огороде на окне». Дети знают, что витамин А (витамин роста) живет в моркови, витамин С в смородине, лимоне, киви, в сладком перце, витамин Д в морепродуктах. На занятии ручного труда делаем бусы из зубчиков чеснока. В течение дня провожу упражнения «Теплоход», «Пружинки», «Солнечный зайчик», «Дерево», «Я позвоночник берегу» для эмоционального благополучия ребенка, для снятия мышечного напряжения, утомления, предупреждения плоскостопия и укрепления осанки.

2.1.2.Второй блок: « Домашние опасности».

Изучение этого блока я начала с обучения родителей на консультации «Не оставляйте детей без присмотра» и с тестирования по темам: «Опасность пожара», «Чистота – залог здоровья», «Экстремальные ситуации в быту». На начальном этапе результаты тестирования показали, что многие родители затрудняются во многих вопросах, не умеют объяснить своим детям доступно возрасту, как обезопасить ребенка в различных ситуациях, помочь избежать беды.

Я считаю, что при помощи тестирования обучение родителей проходит без нравоучений и назиданий.

С детьми на занятиях изучаем предметы, с которыми, в зависимости от возраста, нужно уметь правильно обращаться (иглы, ножницы, нож). На примере «Опасно - безопасной поэмы», «К нам пришел сегодня гость и случайно сел на гвоздь…» изучаем с детьми, последствия неправильного обращения с острыми, режущими и колющими предметами. Для родителей сделали выставку «Пластилиновые острые предметы», а со старшими детьми изготовили футляр для ножниц и подарили малышам. Запрещающие знаки «не тронь острые предметы» познакомили их с правилами чистоты:

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

Считаю, что с помощью проблемных ситуаций дети лучше усваивают прямые запреты пользования спичками, электрическими приборами, розетками, бытовой химией, лекарствами, выходить без взрослого на балкон и выглядывать в открытое окно. Драматизировали сказку «Путаница» К. Чуковского (лисички взяли спички), декламировали стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»- старшие дошкольники перед малышами. После выступления все вместе рисовали, лепили, делали аппликации, коллаж, барельеф на темы: «Пожар», «Электроприборы», «Хочу быть пожарным». «Орудия труда пожарного». Проводили конкурсы детских работ и выставки для родителей. На экскурсии по детскому саду я знакомила детей с противопожарным инвентарем, с маршрутом эвакуации, сигналом тревоги, со знаками пожарной безопасности, запрещающими, предупреждающими, эвакуационными.

Проведенные беседы с детьми (на тему «Огонь-друг и огонь-враг») обучали мерам предосторожности с огнем: «Если возник пожар» (причины пожара, правила поведения при обнаружении пожара, ложные вызовы), «Эта спичка – невеличка», «Будь осторожен с электроприборами», «Профессия пожарного», «А у нас в квартире газ». Проводила эксперимент, что произойдет, если накрыть горящую свечку стаканом и трехлитровой банкой. Беседы помогли обучиться правилам вызова пожарной помощи, запомнить номера телефонов экстренной помощи.

С помощью дидактических игр: «Вызова службы спасения 01, 02, 03», «Это я, это я, это все мои друзья», «Составь номер», «Орудия труда пожарного», в эстафетах «Спаси куклу», «Окажи помощь», «Что нужно при ожоге», «Помоги – ушиб!» дети быстро и легко усваивают оказания первой медицинской помощи. Именно в играх, эстафетах «Тренировка пожарных», «Позови на помощь», «Умей потушить начинающийся пожар», «Осторожно, дети!» дети учатся правильно себя вести, приобретают навыки поведения в экстренных ситуациях.

2.1.3.Третий блок: «Личная безопасность».

В наше неспокойное время ребенок должен уметь выделять опасность, вступая в общение с другими людьми. Задачи этого раздела я решала с помощью чтения художественных произведений и их драматизации. Сказка «Колобок» - чрезмерное доверие к чужим, «Волк и семеро козлят» - правила поведения, если чужой стучится в дом. «Бармалей», «Красная шапочка» - опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, «Три поросенка» - меры предосторожности. «Кот, петух и лиса» - слушайте старших, правила поведения, если ты в опасности. «Самый большой друг» (С. Прокофьев) – «Аленький цветочек» - о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. «Спящая красавица» - к чему может привести угощение незнакомцев.

Я использовала познавательные стихи из программы А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности», дети их запоминали очень быстро:

«Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком,

И не открывайте тете,

Если мама на работе…»

В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения:

«Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!»

«Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва –

Поскорей звони 02!»

«Опасные угощения» -

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Часто дети думают, что опасности подстерегают только героев сказки, и вместе с детьми разыгрываем опасные ситуации: «Взрослый предлагает ребенку пойти с ним куда-нибудь, обещая что-то…», «Взрослый предлагает сесть в машину и покататься», «Взрослый угощает ребенка чем-то вкусным». А также разыгрываем ситуации проблемно–поискового характера: «Похитители и находчивые дети», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Если постучался чужой», «Если позвонил незнакомец, когда ты дома один», «Умей вызвать помощь». Помогают усвоить цели и задачи блока «Личная безопасность» и приобрести навыки поведения личной безопасности.

За личную безопасность своего ребенка ответственны родители. И чтобы помочь родителям в решении этих задач, я предлагаю для домашнего задания карточки-тесты «Выберите вместе с ребенком правильный ответ, придумайте свой». А уже в группе дети рассказывают домашнее задание, которое подготовили вместе с родителями.

2.1.4.Блок четвертый:

1). «Опасности на улице» - я вводила для малышей, а в среднем и старшем возрасте закрепляла в виде игровых заданий, КВН., кроссвордов.

Темы проведенных занятий: «Не стой у двери», «Одевайся по погоде», «Я качаюсь на качелях», «Не промочи ноги», «Я качусь, качусь, качусь», «Не облизывай железные предметы на морозе». «Не ешь снега», «Осторожно – сосулька». Проводила опыты со снегом – заносили снег, сосульку в групповую комнату и наблюдали, рассматривали его после таяния. Подводила детей к выводу, почему нельзя есть снег и сосать сосульку. В младшем возрасте дети лучше усваивают правила, когда ситуации проигрываем.

2.1.4.

2).А в старшем возрасте изучаем блок «Опасности в природе». Прежде всего, рассказываю детям о том, что все взаимосвязано в природе: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Для решения этой цели мне помогают книжки – пособия «Окошки в твой мир», детская художественная литература, ряд же дидактических пособий изготавливаю своими руками. Знакомлю детей с проблемами загрязнения окружающей среды, как экология влияет на здоровье людей. Человек – хозяин Земли, для своего блага он использует леса, моря, горы, недра, животных и птиц. Он оказался плохим хозяином: уничтожая леса, истребил много птиц, зверей, рыб, построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду. Мы с детьми ходили на экскурсию к фабрике, которая перерабатывает руду, а отходы выпускает в тайгу. На этом месте ничего не растет; нет ни травы, ни цветов, ни деревьев, а сплошная серая трясина. На наглядном примере делаем выводы: опасно пить воду из открытых источников. В групповой комнате проводили опыт -- пропускали грязную воду через фильтр. На экскурсии «У дороги» показала детям, как загрязняют машины растения вдоль дороги. Поэтому нельзя собирать ни грибы, ни ягоды вдоль дороги. Учу детей и бережному отношению к природе: не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки, не оставлять мусора в тайге. С этой целью проигрываем вместе с детьми ситуации «Плохо – хорошо», учим стихи о цветах, деревьях, грибах, насекомых; праздники, развлечения «Туристический поход», «Знахарские посиделки», «Осенние подарки», «Осенние встречи», «Осенний бал» (экология), «Ребятам о зверятах».

Учимся различать лекарственные растения и ядовитые; знакомимся с простейшими способами использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Нам он – как хороший друг –

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Ромашка)

Применяю игры «Распутай путаницу», «Узнай меня», «Что, где растет?», «Что лечит?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Кто, где живет?» (насекомые), «Отгадай, какое это насекомое». С помощью разных ситуаций изучаем правила поведения при встрече с насекомыми, при общении с собаками и кошками. Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу.

В этом блоке знакомлю детей с природным явлением – гроза, ураган, наводнение, землетрясение:

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

С этой целью отгадываем загадки, разучиваем стихи, поговорки. С помощью игр «Как защитить себя», «Помоги другому» - закрепляем знания об экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Проводим с детьми музыкальные конкурсы, КВН, викторины.

Правила поведения на льду, на воде учим с помощью художественных произведений «На льдине», «Серая Шейка», «Чудаки», «Рассказ водолаза». Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби? Почему ведьма смогла утопить Аленушку? (Какое правило безопасности нарушила Аленушка?)- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

Не ходи зимой по льду:

Можешь ты попасть в беду –

В лужу или в полынью –

И загубишь жизнь свою».
«Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг

Палку, мяч или бревно.

Обсудили с детьми темы: «Предметы, которые необходимо взять с собой при переходе замерзшей реки», «Что нужно взять с собой на пляж?». Весной проводила опыт со льдом - свойства хрупкости льда. Провожу игры, эстафеты: «Найди, кто правильно переходит речку, а кто может угодить в беду», «Найди ребят, которые нарушают правила поведения на воде», «Что нужно спасателю?», «Узнай сигнал тревоги», «Хорошо – плохо».

В играх «Спасатель», «Спаси утопающего» дети закрепляют знания о работе спасателя.

Разучиваем с детьми песни о бережном отношении к природе. «Не обижай муравья», «Про лягушку» (сл. Викторова, муз. И. Якушенко), «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко), «Кисонька» (сл. И. Черницкой, муз. Л. Емельяновой), «Вот такие чудеса» (сл. Н. Беренгора, муз. А. Филиппенко), «Тяв – тяв» (сл. Ю Разумовского), «Осенние частушки» сл. Кукушкиной, «Красная книга» (муз. Д. Тухманова).

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете!

С детьми придумали и нарисовали знаки безопасности в природе, где дети проявили свои знания и творчество.

2.1.5.Блок пятый: «Дорожная азбука».

Знакомлю детей с правилами поведения на улицах города, рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Использую рассказы из жизни, предлагаю разыграть правильное и неправильное поведение на улице; «ситуации – загадки», стихотворения, рассказы А. Дорохова «Перекресток», М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»; игры «Кто быстрее сложит машину», «Улица», «Что недостает?». Устраивали выставки из детских работ на темы: «Мой город», «Улица, на которой я живу», «Транспорт», «Не играй с мячом на дороге». Разучивали наизусть стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», «Азбука города» Я. Пинумова, «Запрещается – разрешается» В. Семернина.

Знакомлю детей с тем, как можно переходить дорогу, с дорожными знаками для пешеходов (пешеходный переход, пешеходное движение запрещено); дети усваивают назначение светофора и его сигналов. Использовала стихотворения «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Чудесный островок» А. Дмоховского, «Светофор» М. Пляцковского, «Пешеходный светофор» Я. Пишумова, «Светофор» В. Кожевникова. Последствия несоблюдения правил дорожного движения – «Кто храбрый» С. Яковлев, «Если бы …» О. Бедарева, «Северная история» С. Михалков, Я. Пишумова «Юрий живет на другой стороне…»

Для усвоения правил дорожного движения применяю наглядный материал «Играть на дороге очень опасно», «Сигнал светофора», «Перекресток», «Пешеходный переход». На занятии по конструированию из бумаги, ручному труду из картона, бумаги, бросового материала с детьми делаем машины, светофоры, дорожные знаки, пешеходную дорожку.

Со старшими детьми учимся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Знакомлю с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»), запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»), информационно – указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания»).

Разыгрываю дорожные ситуации с помощью наглядного материала, импровизируем с детьми различные действия в момент чтения стихотворных строк «Вдоль по улице гонялся с клюшкою мальчишка», «А это что еще за мода перебегать наискосок?», «Друзья несутся во всю прыть…», «Заболтались две мамаши…», «По дороге катается мальчик на велосипеде». Провожу подвижные игры с малышами: «Бегите ко мне», «Птицы и автомобиль», «Поезд», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Воробушки и автомобиль»; со средней группой: «Цветные автомобили», «Лошадки», со старшей: «Горелки», «Стоп». С детьми решаем логические задачи: «Мама и сын вошли в автобус. Мужчина встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Мальчик ответил: «Спасибо», - и сел. Что бы вы сказали об этом мальчике?».

С помощью логических задач воспитываем культуру поведения в транспорте и с помощью сюжетно–ролевых игр «Автобус», «Путешествие», «В гостях у Светофорчика» закрепляем правила дорожного движения. Детям трудно давались загадки о транспорте, так как троллейбуса, трамвая, поезда в нашем городе нет. Поэтому я старалась подбирать загадки, где признаки отгадки ярко выражены и проводила д/и «Что не достает?» (картинки–задания, на которых изображен транспорт с недостающими элементами- дети исправляют ошибки). Это помогло детям усвоить знания по блоку «дорожная азбука». А в начале в играх отдельные дети испытывали затруднения: Паша Р., Максим У., Настя К., Полина С., не испытывали трудности, так как Паша Р., Полина С. живут в п. Надежный и в детский садик добираются на автобусе; Максим У., Настя К. ездит в п. Надежный в музыкальную школу, у Валеры Ф. папа водитель такси.

С работой милиционера–регулировщика знакомила детей с помощью стихотворения С. Я. Маршака «Милиционер». Активные дети Софья И., Севиль Т., Юля Б., Лена Ч., Демьян М., Валера К., Сергей У., Кристина М. инсценировали это стихотворение. В процессе подготовки малоактивные дети Дима К., Витя С., Настя Я., Ваня Б. включались в инсценировку и после нескольких выступлений перед малышами они могли заменить активных детей. Стараюсь показать детям важность работы полиции, службы ГИБДД.

Я скажу вам по секрету,

Что в полиции служу.

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

Для приобретения умения вызвать службу «02», «03» проводила сюжетно - ролевые игры «Служба 02», «Скорая помощь». Конструировали из строительного материала патрульную машину, скорую помощь. Планирую пригласить для встречи с детьми работника ГИБДД. Но только единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Планирую родительские собрания на темы: «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения». А также заслушать выступление сотрудника ГИБДД. На консультациях и в индивидуальных беседах с родителями предлагаю примерные рассказы, которые могут использовать родители при ознакомлении ребенка с правилами дорожной безопасности. Родителям очень многое дают показы открытых занятий, видеосъемки игр детей по изучению правил дорожного движения. Родители зачастую становятся активными участниками: готовят атрибуты для сюжетно-ролевых игр и инсценировок, помогают детям выполнять задания на дом для закрепления программного материала, играют с детьми в настольные игры.
3. Выводы.

Я считаю, что содержание занятий полностью раскрывают задачи, которые поставила:

1. Вызвать интерес изучать ОБЖ..

2.Учить, как правильно вести себя в критических ситуациях, уметь принять правильное решение.

. 3. Предвидеть опасности, стараться избегать их.

4. Вызвать у детей желание применять свои знания и умения в жизни, не растеряться в опасной обстановке.

5. Дать понятия об оказании первой медицинской помощи.

Анализируя проделанную работу по теме «Азбука безопасности», я пришла к выводу, что вызвать интерес к изучению основ безопасности у большинства детей было легко, но несколько детей, как Витя С., Настя Л., Ваня Б. не сразу проявили нужный интерес к этой теме. Начиная работу по ОБЖ, я ожидала, что, изучая эту тему с детьми своей группы, научу их не только теоретическим знаниям, которые смогут им помочь в опасных и трудных жизненных ситуациях, но и практически их усвоить. Я изготовила ряд методических пособий, разработала конспекты занятий, сделал подборки игр.

Считаю, что весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

В процессе реализации своей темы старалась, чтобы содержание было реализовано по всем блокам, работу проводила на протяжении всего учебного года при гибком распределении выполнения задач в течение дня на протяжении младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. По возможности использовала местные условия: если в зимний период в работе чаще использовала наглядные пособия, то в теплый период – экскурсии (на строительную площадку, в тайгу, на речку, по городу). Трудности возникали при изучении правил дорожного движения, правил поведения с домашними животными (корова, лошадь, коза) и правил поведения с незнакомыми взрослыми. Так как мы живем в условиях Крайнего севера и маленького городка (можно сказать поселка городского типа) – домашних животных, светофоров нет (но помогал в работе стационарный уголок по правилам дорожного движения). У детей слабое осознание источников опасности: домашних животных, дорожного движения и со стороны незнакомых взрослых.

Содержание всех блоков старалась выстраивать последовательно с учетом возраста детей. Применяла для реализации своей программы принцип интеграции. Это, прежде всего в занятиях по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также в свободной деятельности и отдельных режимных моментах. Знакомила родителей с задачами своего материала, вовлекала их в решение этих задач, так как усвоение материала должно продолжаться ребенком в семье.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, применяла увлекательные игры, задания и проблемно – игровые ситуации. Работая по этой теме, стараюсь не сдерживать мыслительную активность детей, терпеливо выслушиваю все их догадки, суждения, стараюсь находить подходящие примеры из жизни и сообщать дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами или с помощью взрослого делали правильные выводы.

Я обобщила опыт работы за три года. Дети получили необходимую сумму знаний. В результате диагностирования дети показали хорошие результаты. Во второй младшей группе высокий уровень знаний составил 79,6%, средний уровень составил 20,4%, низкий – 0%. В средней группе высокий уровень составил 81,6%, средний уровень – 18,3%, низкий – 0%. В старшей группе на начало года высокий уровень составил 82,1%, средний – 17,9%, низкий – 0%. Результаты диагностирования детей представлены в виде диаграммы, где прослеживается положительная динамика. Значит, можно сделать вывод: усвоение знаний по теме «Азбука безопасности» проходит успешно. Скоро дети пойдут в школу, станут более самостоятельными. Объём знаний, который они получили в детском саду, непременно пригодится, чтобы найти выход из сложных ситуаций. Ребята овладели элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, научились осознанно действовать в той или иной обстановке, что способствует снижению детского травматизма.

Чаще всего взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию навыков поведения в обществе, соответствующих общепринятым нормам. Решение задач по основам безопасности возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Поэтому я взяла за основу совместную проектировочную деятельность детей, родителей и педагогов. Доказательством этому послужила реализация проекта «Добрый и злой огонь». В реализации этого проекта активно принимали участие родители. Один из видов совместной деятельности – тест–задание. Тесты также показали положительные результаты. При обработке тестов было видно проявление интереса родителей к этой теме, приобретение ими необходимых знаний. Результаты тестирования представлены в виде диаграммы, где видны достаточно высокие результаты. Тест №1 – 93,7% , тест №2 – 84,5%, тест № 3 – 83,9%. Можно сделать вывод, что, благодаря совместной деятельности, родители начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Диагностика показала, что необходимо больше работать над практическими навыками, отрабатывать правила поведения в проблемно–игровых ситуациях. При обработке тестов обратила внимание, что у многих нет или не лежит в доступном месте для ребёнка памятка с номерами телефонов служб спасения 01, 02, 03 и рабочих телефонов родителей. Также мало или совсем не читают детям о противопожарной безопасности. В центре активности «Искусство» запланировала изготовление телефонных книжечек с номерами служб спасения.

Без нравоучений и назиданий, дети быстрее усваивают скучные, но важные правила. От качества их усвоения зависит порой сохранение своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Считаю, что тема очень актуальная и своевременная. Ведь сохранить жизнь и здоровье детей – это одна из главных задач педагога.
Литература.

1.Анастасова Л.П., ИжевскийП.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 2002.

2.Авдеева М., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста,1997.

3.Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников,2001.

4.Баль Л.В. Букварь здоровья,2000.

5. Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова А.А. Экологическое воспитание дошкольников,2005.

6. Глазырина Л.Д. Очарование,1996.

7.Алиева Т., Артаутова Е., Протасова Е. Безопасность и компетентность ребёнка на ули-

цах города, 1997.

8.Загвоздкина Т.В. Обучение дошкольников противопожарной безопасности. ,1997.

9.Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровы, 1994.

10.Зайцев Г. Уроки Мойдодыра,1994.

11.Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам

дорожного движения,1994.

12. Журналы «Начальная школа»,,№25,26.33,35,39,43.2004.

13. Журнал «Обруч» и его приложения.

14.Журналы «Дошкольное воспитания»,1997, 1998. №3 – 4.

15. Авдеева М., Князева О., Стеркина Р. Учебное пособие по основам безопасности

Жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста,1998.

16. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребёнка к социальному миру.

Дошкольное воспитание,1996. № 1.

17.МеньшовС.Я. Детка: Природное оздоровление: теория и практика,1996.

18.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду,1988.

19Панько А. Оберегать детей от травм,1996

20. Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности: Авторская программа

и методические рекомендации по курсу ОБЖ.,1998.

21. Статмен П. Безопасность вашего ребёнка. 1996.

22. Чупаха И.В.,Пужаева Е. З, Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в

образовательно - воспитательном процессе,2001.