Главная страница

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми



Скачать 16.56 Kb.
НазваниеЧитаем и анализируем произведения вместе с детьми
Дата24.04.2016
Размер16.56 Kb.
ТипАнализ

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми
Самым сложным видом работы с дошкольниками по детской литературе и для воспитателя, и, тем более, для родителей является анализ художественного текста. Но он насколько сложен, настолько и необходим. Ни что, как анализ, не учит не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, вдумываться, вглядываться в текст, следовать за мыслью автора и постигать ее.
Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Для младшего возраста - это репродуктивные вопросы (Кто? Что? Где? Как?), а с четвертого года жизни вопросы должны носить аналитический характер (Почему?), то есть побуждать размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Вопросы должны быть доступными для детей. А все слова понятными, точными, оправданными.
На первых порах рекомендуется составить "партитуру" текста, то есть параллельно тексту записывать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого.
Анализ произведения нужно организовывать так, чтобы он представлял собой серьезный, интересный и полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы - от самых простых до глубоких, философских. Правильно организованный анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять.
Ни в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка взрослые стараются преподнести литературного героя, как образец для подражания и по всякому поводу начинают напоминать ему, что должен на него равняться. В таком случае ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Возможно даже, ребенку захочется походить не на положительного, а на отрицательного героя.
Следует помнить, что одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть, прежде всего, искусством и в таком ее качестве восприниматься человеком.