Главная страница

Дигностика уровня музыкального развития детей (по н. А. Ветлугиной)*



Скачать 94.01 Kb.
НазваниеДигностика уровня музыкального развития детей (по н. А. Ветлугиной)*
Дата15.04.2016
Размер94.01 Kb.
ТипДокументы

ДИГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*

* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. - М: Просвещение, 1983. - С. 222 226

Задания

Методика проверки

/

2

Первая и вторая младшие группы

Узнавание знакомых пе­сен и пьес

Исполняется пьеса, дети называют, о ком и о чем спета песня. При необходимости педа­гог задает наводящие вопросы. Для ответа вызывается небольшая группа детей. Менее способным детям предлагается несколько игрушек, напоминающих содержание песни, пьесы, и они показывают ту игрушку, кото­рая соответствует музыке.

Различение динамики зву­чания

Исполняется музыкально-дидактическая иг­ра «Громче - тише» Е.Н. Тиличеевой, дети в соответствии со звучанием музыки хлопают и топают то тише, то громче.

Различение и воспроизве­дение звукоподражания, различение звука но высо­те

Проводится музыкально-дидактическая игра «Чей домик» Е. II. Тиличеевой, но ходу ко­торой дети поочередно выполняют задание.

Подпевание мелодии пес­ни вслед за педагогом

Ребенок поет, следуя за исполнением взрос­лого. В тех случаях, когда малыш легко справляется с заданием, воспитатель только немного подпевает.



Продолжение таблицы

1

2

Движение в соответствии с музыкой

Звучит украинская народная мелодия, ребе­нок должен, менять движения соответствен­но музыке (бег и притопывание ногой).

Средняя группа

Выявление музыкальных интересов

Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.

Узнавание знакомых пе­сен и пьес, исполняемых педагогом

Детям раздают карточки с условным изобра­жением содержания знакомых им пьес и пе­сен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Узнавание знакомых му­зыкальных произведений по вступлению, заключе­нию

Педагог исполняет вступление или заключе­ние знакомых детям музыкальных произве­дений.

Проверка качества певче­ских навыков

Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опраши­ваются небольшими группами.

Проверка правильности исполнения простейшей попевки без сопровожде­ния

Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.

Различение звуков по высоте

Используя примеры из «Музыкального бук­варя», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

Различение ритмического рисунка пьесы

Дети передают хлопками простейший рит­мический рисунок мелодии.

Передавать движениями характер незнакомой му­зыки


Дети двигаются под музыку, стараясь пере­дать плясовой или маршевый ее характер.


Умение заканчивать дви­жение одновременно с окончанием звучания му­зыки

Дети движутся под марш. Педагог неожи­данно перестает играть (после окончания му­зыкальной фразы, предложения) и фиксиру­ет, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.



Различение части в двух-

частном построении музыкального произведения

Дети движутся под незнакомую музыку, ме­няя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

Различение части в трех­частном построении музыкального произведения

Выполнение детьми элементов танцев, пред­ложенных педагогом.




Продолжение таблицы

1

2

Применение знакомых эле­ментов танца в свободной пляске

Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знако­мые элементы танца.

Старшая группа

Выявление интересов детей к музыкальным произведе­ниям

Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом на­зываю! педагогу любимое произведение.

Различение характера, жан­ра музыкальных произведе­ний (марш, вальс, полька, колыбельная)

Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточ­ки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.

Узнавание знакомого музы­кального произведения по вступлению или мелодии

Педагог исполняет вступление или мело­дию знакомой песни (пьесы), дети называ­ют ее.

Проверка качества исполне­ния детьми знакомых песен

Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем испол­нение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполне­ние знакомой песни с фортепианным со­провождением.

Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации

Каждому ребенку дается задание на повто­рение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодиче­ские интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.

Проверка качества детских импровизаций

Педагог дает детям задание различной сте­пени трудности: а) «Спой свое имя»; б) му­зыкальные вопросы и ответы («Как тебя зо­вут?»).

Проверка навыков создания музыкально-игровых обра­зов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов

Педагог предлагает незнакомые произведе­ния, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как марши­руют солдаты, летит самолет, крадется ли­са, порхают бабочки.

Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации

Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вто­рую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.

Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки

Педагог исполняет пьесу на металлофоне,

барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.

Определение на слух

Поочередное пение и исполнение на инстру­менте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)

Подготовительная группа

Называние любимых музыкальных произведений

Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нра­вится

Узнавание знакомого музыкального произведе­ния по отдельным фраг­ментам


Педагог предлагает детям узнать исполняе­мое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яр­кому фрагменту. Опрос проводится индиви­дуально

Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)


Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведе­ние. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части

Определение трехчастной формы музыкально­го произведения при ус­ловии динамических и темповых изменений во второй части

Знать и называть знако­мые произведения ком­позиторов

П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского


Различение вокальной и инструментальной музыки


Звучит грамзапись. Педагог предлагает де­тям определить вокальную и инструментальную музыку

Исполнение знакомых
песен


Дети по своему выбору исполняют 2-3 пес­ни

Исполнение знакомой песни в разных тональностях


Дети исполняют знакомую песню в двух раз­ных тональностях по тону, данному педаго­гом