Главная страница

Доклад Мнемотаблицы-как одно из средств развития и коррекции устной речи детей со сложной структурой дефекта



Скачать 72.63 Kb.
НазваниеДоклад Мнемотаблицы-как одно из средств развития и коррекции устной речи детей со сложной структурой дефекта
Дата09.04.2016
Размер72.63 Kb.
ТипДоклад

МКСКОУ «Ярская школа-интернат»


Доклад

Мнемотаблицы-как одно из средств

развития и коррекции устной речи детей со сложной структурой дефекта.
Трефилова Е.В.


П.Яр, 2012-2013 уч.г.
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотаблицы-схемы служат хорошим дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Данная технология имеет:
1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»»)
2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение
Цель обучения:
- развитие связной речи;

- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Предварительная работа:
- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

- раздаточный материал;

- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;

- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Мнемотаблицы использую для :
- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы или экспресс-таблицы, мнемодорожки могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Во-первых, зрительные образы хорошо запоминаются. Во-вторых, дети любят рисовать, поэтому работа не будет напрягать. В-третьих, ребенку приходится много раз перекодировать информацию: слово в образ и наоборот. Это очень полезная работа, так как в мозге образуются и укрепляются межполушарные связи.

Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре, поэтому ребенку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой сказке хорошо просматривается последовательность действий героев. Первую таблицу надо сделать взрослому. Кстати, детям мы называем мнемотаблицы таблицами для запоминания, чтобы сразу создать соответствующую установку.

Приведу в пример сказки “Теремок” .

Последовательность работы с мнемотаблицей.

1. Рассмотрите с ребенком, что нарисовано на таблице. Какая сказка здесь спряталась? Обратите внимание на особенности героев, которые вы изобразили.

2. Предложите ребенку пересказать историю с опорой на картинки (образы). Помогите в случае затруднений.

3. Мнемотаблицы следующих сказок рисуйте вместе с ребенком, чтобы он видел, как вы это делаете и учился. Опоры в таблицах – главные герои и последовательность их действий.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста ребенка: для малышей достаточно 4 или 9 ячеек. Чем старше ребенок и чем больше у него опыта, тем больше ячеек могут содержать мнемотаблицы.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

1.восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2.смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3.определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4.найти лишнюю картинку;

5.найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7.игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
И в заключении хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.