Главная страница

Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»



Скачать 63.94 Kb.
НазваниеДоклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»
Дата15.04.2016
Размер63.94 Kb.
ТипДоклад

Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?

Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать её, учитывая желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласия в социально - приемлемой  форме.

Центр Развития Ребёнка Детский сад №6 ведёт образовательную работу по комплексной программе развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под редакцией Бабаевой, Гогоберидзе.

Современные концепции дошкольного образования ориентируют педагогов на создание оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка. Гибкое использование элементов  предметно-развивающей среды и форм педагогического взаимодействия в игре, в конкретном случае в сюжетно-ролевой игре.

Психолого-педагогическая работа осуществляется через образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», « Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» .Все эти области интегрируются между собой , тесно переплетаясь .

Игра в детском саду должна организовываться, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, стараюсь принимать любые детские замыслы. Всё это гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, так как если ребёнок разочарован микросферой игры, он переходит от исследования окружающего   пространства к исследованию своего внутреннего мира, то есть замыкается в себе, а это не даёт полного духовного развития и социального формирования личности ребёнка на фоне личностного роста.

Игра выполняет свои функции лишь тогда, когда является самостоятельной деятельностью детей, поэтому воспитатель организует сюжетно-ролевую игру так , что они используют все доступные ими игровые средства , свободно объединяются и взаимодействуют  друг с другом  , им обеспечивается независимый от взрослых мир детства.

Я считаю, что активно-развивающая предметная среда помогает заметить инициативного ребёнка, который умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, предложить интересное дело и другим детям. Я стараюсь поддерживать и развивать эту ценную черту личности, то есть  больше предоставляю самостоятельности. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным  действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения. Дети, проигрывая различные роли, предпочитают уже выбор ролей, что свидетельствует о динамике личностного роста.

У детей средней группы чаще появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения, как тематики, так и структуры игры. В основном  дети любят играть в игры  на бытовые темы. Поэтому сначала приходится расширять знания детей для одной-двух игр, а потом к углублению содержания других. Проводя сюжетно-ролевую игру, не может быть предварительного планирования и жёсткого следования этому плану. Тема определяется лишь в общем виде, а дальше события наращиваются, как снежный ком. Но иногда можно наблюдать проявление негативных сторон жизни, в этом случае следует вовремя направить ход игры в нужное русло.

Тематическое календарное планирование позволяет в комплексе по всем областям проводить работу по конкретной теме. Допустим тема «Здоровье».

Если проследить развитие сюжетно-ролевой игры в среднем возрасте «Больница, то можно отметить следующее : в средний возраст дети пришли с небольшим багажом знаний: больница, некоторые атрибуты (бинты , лекарства , йод , зелёнка ,одежда для доктора) , дальше пополнялся словарный запас детей (шприц ,фонендоскоп , градусник )

А в средней группе начинаем дополнять игровую обстановку, используем предметы заместители, насыщается оборудование, усложняется игровой сюжет (аптека, травм пункт), расширятся словарный запас детей (аптекарь , регистратор , стационар ,скорая помощь).

Усложнение вводится в течение всего года постепенно, поэтапно.

К концу учебного года можно провести итоговую сюжетно-ролевую игру «Город Мастеров», которая позволит продиагностировать, и выявить уровни развития социальной компетентности  у детей.

  

Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?

Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать её, учитывая желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласия в социально - приемлемой  форме.

Центр Развития Ребёнка Детский сад №6 ведёт образовательную работу по комплексной программе развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под редакцией Бабаевой, Гогоберидзе.

Современные концепции дошкольного образования ориентируют педагогов на создание оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка. Гибкое использование элементов  предметно-развивающей среды и форм педагогического взаимодействия в игре, в конкретном случае в сюжетно-ролевой игре.

Психолого-педагогическая работа осуществляется через образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», « Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» .Все эти области интегрируются между собой , тесно переплетаясь .

Игра в детском саду должна организовываться, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, стараюсь принимать любые детские замыслы. Всё это гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, так как если ребёнок разочарован микросферой игры, он переходит от исследования окружающего   пространства к исследованию своего внутреннего мира, то есть замыкается в себе, а это не даёт полного духовного развития и социального формирования личности ребёнка на фоне личностного роста.

Игра выполняет свои функции лишь тогда, когда является самостоятельной деятельностью детей, поэтому воспитатель организует сюжетно-ролевую игру так , что они используют все доступные ими игровые средства , свободно объединяются и взаимодействуют  друг с другом  , им обеспечивается независимый от взрослых мир детства.

Я считаю, что активно-развивающая предметная среда помогает заметить инициативного ребёнка, который умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, предложить интересное дело и другим детям. Я стараюсь поддерживать и развивать эту ценную черту личности, то есть  больше предоставляю самостоятельности. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным  действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения. Дети, проигрывая различные роли, предпочитают уже выбор ролей, что свидетельствует о динамике личностного роста.

У детей средней группы чаще появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения, как тематики, так и структуры игры. В основном  дети любят играть в игры  на бытовые темы. Поэтому сначала приходится расширять знания детей для одной-двух игр, а потом к углублению содержания других. Проводя сюжетно-ролевую игру, не может быть предварительного планирования и жёсткого следования этому плану. Тема определяется лишь в общем виде, а дальше события наращиваются, как снежный ком. Но иногда можно наблюдать проявление негативных сторон жизни, в этом случае следует вовремя направить ход игры в нужное русло.

Тематическое календарное планирование позволяет в комплексе по всем областям проводить работу по конкретной теме. Допустим тема «Здоровье».

Если проследить развитие сюжетно-ролевой игры в среднем возрасте «Больница, то можно отметить следующее : в средний возраст дети пришли с небольшим багажом знаний: больница, некоторые атрибуты (бинты , лекарства , йод , зелёнка ,одежда для доктора) , дальше пополнялся словарный запас детей (шприц ,фонендоскоп , градусник )

А в средней группе начинаем дополнять игровую обстановку, используем предметы заместители, насыщается оборудование, усложняется игровой сюжет (аптека, травм пункт), расширятся словарный запас детей (аптекарь , регистратор , стационар ,скорая помощь).

Усложнение вводится в течение всего года постепенно, поэтапно.

К концу учебного года можно провести итоговую сюжетно-ролевую игру «Город Мастеров», которая позволит продиагностировать, и выявить уровни развития социальной компетентности  у детей.