Главная страница

Докладчик- чивела Елена Ивановна, учитель истории и обществознания, I категория 2014-2015 учебный год Тема «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в мбоулицей г. Зернограда» подтема



Скачать 219.19 Kb.
НазваниеДокладчик- чивела Елена Ивановна, учитель истории и обществознания, I категория 2014-2015 учебный год Тема «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в мбоулицей г. Зернограда» подтема
Дата10.04.2016
Размер219.19 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей г.Зернограда


Д О К Л А Д

на тему

«Личностно ориентированный подход, как фактор

повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

докладчик- Чивела Елена Ивановна,

учитель истории и обществознания,

I категория

2014-2015

учебный год

Тема

«Личностно ориентированный подход, как фактор

повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

подтема

«Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и

обществознания»


1.Вступление.

Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному  преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности.

Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образования меняет понимание целей обучения, воспитания, развития. Образование предполагает гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающегося начала, а воспитание рассматривается как помощь личности в разностороннем развитии.

Идеи личностно-ориентированного образования проявляются на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного сознания, личностный подход рассматривается как признание идеи уважения личности ребенка, индивидуализации образования, продуктивного партнерства, сотрудничества, диалога.

Целью личностно-ориентированного образования является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса.

Одна из основных задач обучения истории и обществознанию - формирование  нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь сознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире.

Образовательному учреждению принадлежит одна из главных ролей в выполнении этих задач, так как она во многом должна предвосхищать и опережать развитие общества, ориентироваться на социальную перспективу, готовить к восприятию мира в духе нового, гуманистического по своей природе политического мышления. Суть гуманизации - создание необходимых условий для формирования активной деятельности  личности, для реализации её интересов и прав, выявления и развития способностей и дарования каждого ученика.

Гуманизация является ключевым элементом современного педагогического мышления, признающего личность учащихся высшей социальной ценностью. Мудрый  Эммануэль Мунье говорил: «Личность - единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри».

Чтобы занять определенную позицию, обучающиеся должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом очень важно, чтобы на уроке была организована самостоятельная  мыслительная деятельность учащихся.    

Следует признать за обучающимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них зависит дальнейшее развитие общества.
2.Актуальность и перспективность личностно ориентированного подхода.

Моё выступление по данной темы обусловлена практикой моей работы только в классах средней ступени на протяжении трех последних лет. Такая специфика определялась статусом школы как «МБОУ лицей г.Зернограда с классами профильного обучения», требующими определенного педагогического опыта работы с учащимися, в том числе в классах с высоким уровнем обучаемости. Личностный подход в преподавании своих предметов /истории, обществознания/, впервые пришедшим на мои уроки, стал тем необходимым обязательным инструментом, без использования которого моя работа не могла быть эффективной. Осознание этого и привело к необходимости глубокого исследования общепризнанного педагогической наукой личностно ориентированного обучения и построения собственной траектории деятельности.

Актуальность данной темы объясняется несколькими факторами. Во-первых, необходимостью соотнесения своей практической работы с общегосударственной целью образования – обеспечением личностного развития учащихся как полноценных граждан страны. Во-вторых, психологическими особенностями подросткового возраста, когда ярко выражено стремление к независимости, потребность в признании, проблема выбора своей социальной роли в будущем. В-третьих, проблемным принципом обучения, который обязывает формировать у каждого обучающегося личностную позицию, социальную активность и ответственность.

Я полностью разделяю общепризнанную оценку личностно ориентированного обучения как ведущей тенденции в современном образовании. Сегодня важной является не только сумма усвоения информации, но и способность человека действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях. А преподаваемые мной предметы на средней и старшей ступени школы как никакие другие предметы призваны обеспечить новые подходы в образовании в связи с его модернизацией. Именно они в наибольшем объеме способны отразить социально-педагогическую суть изменений в российском образовании – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

На первый взгляд кажется, что тема личностно ориентированного подхода в обучении глубоко и всесторонне изучена педагогикой и на практике учительством страны широко используются механизмы его реализации, и личностный педагогический опыт не заслуживает особого внимания. Но с моей точки зрения учителя-практика проблема результативного использования личностно-ориентированного подхода продолжает быть актуальной, т.к. мы и теперь еще не научились уделять должного внимания тем неповторимым индивидуальностям, которые сидят за партами. Постоянно приходится сталкиваться с таким явлением как падение искренней заинтересованности к обучению, уменьшение количества «учений с увлеченьем», дефицит личностного начала в общении и в способности влиять на собственную образовательную траекторию, на самореализацию учащихся. Нередки еще примеры «субъектно-объектных отношений» в учебной практике. Перед каждым педагогом и сегодня стоит задача вдумчивого анализа накопленного теоретического и практического опыта в этой области, выбора технологического обеспечения и способов реализации личностного подхода в преподавании своих предметов. Мое убеждение можно подтвердить авторитетным мнением В.В. Серикова, руководителя лаборатории проблем личностно ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете, который считает, что « …поиск технологий создания личностно-ориентированной ситуации на материале различных предметов, сфер жизнедеятельности и возрастных периодов развития личности – одна из наиболее перспективных областей педагогического исследования».

3.Ведущая педагогическая идея. Теоретический опыт использования личностно ориентированного подхода.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий в учебной и воспитательной деятельности для проявления и развития сферы личностных функций учащихся, усвоения содержания исторического и обществоведческого образования с учетом личностных возможностей и интересов. Ее воплощение – это достижение тех конкретных целей, которые поставлены сегодня нормативными документами перед каждым педагогом-историком и обществоведом. Для убедительности и наглядности сказанного мной просто необходимо обратиться к тем целям, которые поставлены в Государственных стандартах общего образования перед историей и обществознанием.

Реализовать эти задачи вне личностно ориентированного подхода, по моему глубокому убеждению, невозможно!

Поиск наиболее точного смыслового значения понятия «личностный подход в образовании» в исследовательских работах различных авторов, работающих в области этой проблематики, привел меня к разделению существующей точки зрения, что он не имеет в педагогической теории и практике однозначной трактовки. Наиболее часто встречаются следующие варианты его использования:

  • как этико-гуманистический принцип общения учителя и ученика, т.н. педагогика сотрудничества;

  • как принцип концентрации педагогической деятельности на главной цели – личности;

  • как принцип свободы личности в образовательном процессе;

  • как принцип воспитания личности “с заданными свойствами”;

  • как приоритет индивидуальности в образовании в отличие от коллективного воспитания;

  • как построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида.

Этот многомерный подход объясняется тем, что «личностный подход», как и само понятие «личность», - сложный предмет исследования многих наук, который не может быть сведен к одному единственному способу его понимания. А это допускает создание конкретных концепций, разрабатывающих те или иные аспекты данной проблемы.

Для моего практического опыта более приемлемой оказалась последняя трактовка из вышеперечисленных. С моей точки зрения, она лучше всего предусматривает создание такого педагогического пространства, при котором при усвоении содержания образования развивается и сфера личностных функций индивида.

Личностно-ориентированный подход предполагает:


  • учет личностного опыта каждого учащегося;

  • постановку специальных целей, корректировку содержания образования;

  • специальные технологии, направленные на конструирование ситуации по личностному развитию ребенка.

С Создавая в ходе учебно-воспитательного процесса социально-педагогическую ситуацию, я стремлюсь формировать у ребенка рефлексивное, творческое, нравственное отношение к собственной жизни, ее согласованность с жизнью других людей. Собственно личностное развитие ребенка в моем понимании включает выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, обращение «вовнутрь себя». Это поиск ребенком ответов на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?

ДДанная трактовка личностно ориентированного подхода предполагает учет следующих источников целеполагания:


  • социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;

  • ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность сейчас, сегодня, а не только как период подготовки к чему-либо.

  • учитель как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого».

К Развитию каких качеств ребенка я стремлюсь, прежде всего? Это полноценное проявление и развитие личностных функций учащихся, т.е. тех проявлений человека, которые и реализуют феномен «быть личностью». К таким функциям я отношу: избирательную, опосредующую, критическую, волевой саморегуляции, рефлексивную, смыслотворческую, ответственности за принимаемые решения, самореализации.

Р Развивая именно эти функции в ребенке, увязываешь два важнейших полюса бытия личности – самореализацию и социализацию.
4.Новизна использования личностно ориентированного подхода, его цель и задачи.
Результаты своей педагогической деятельности по их объективному смыслу и значению я отношу к третьему уровню педагогического творчества. - усовершенствованию. Это так, потому что, практика моей работы – это адаптация уже известных теоретических личностно ориентированных методов и средств обучения к конкретным условиям преподавания истории и обществознания именно в средних и старших классах.

Модернизации и адаптации уже известных и применяемых на практике методов и средств к конкретным условиям своих преподаваемых предметов предшествовала исследовательская работа по выявлению специфики усвоения содержания и роли в личностном развитии учащихся гуманитарных дисциплин вообще и конкретных особенностей истории и обществознания.

В результате я четко осознала следующие специфические особенности гуманитарных дисциплин, которые учитываю в своей работе:

во-первых, гуманитарный предмет, в отличие от естественнонаучного, не может быть усвоен на уровне значений; здесь недостаточно просто знания. Существенным критерием усвоения является смысл, отношение, которые вырабатываются через диалог, внутреннюю полемику с другим субъектом, например автором произведения, составителем законодательного акта, лидером партии, главой государства;

во-вторых, гуманитарному предмету свойственны задачи на выявление дополнительного смысла слова в художественном произведении, способов выражения авторской позиции, на выражение собственной точки зрения на факт, проблему, ситуацию.

Эти особенности обуславливают специфику учебной деятельности в процессе их усвоения.
История и обществознание как гуманитарные дисциплины имеют перечисленные общие особенности, а также и свои собственные, только им свойственные:

  • субъект познания / ученик как член общества/ и объект познания /общество на его этапах/ совпадают; включенность учащегося как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает, не может не отражаться на процессе познания;

  • любой исторический факт, социальное явление воспринимаются каждым учащимся /особенно в старших классах/ неоднозначно;

  • предметом изучения являются отношения между людьми, наделенными сознанием, чьи стремления, желания часто скрыты, замаскированы обещаниями и саморекламой;

  • каждое событие в социальной жизни неповторимо по своему рисунку, имеет свое собственное «лицо», поэтому обнаружить закономерность, разобраться в ее многочисленных зигзагах, скачках, движениях труднее, чем в природных процессах;

  • возможность наблюдения и эксперимента в социальном познании ограничены;

  • если при изучении естественнонаучного предмета необходимо понять смысл, постигнуть его как сущность, то в данном случае этот смысл должен быть выработан, сотворен; знание, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.

Вышеизложенное требует от каждого преподавателя общественных дисциплин четкого осознания того, что именно его предметы призваны помочь каждому учащемуся осмыслить самого себя, обрести «человеческое измерение» природных и социальных процессов. Они должны способствовать формированию способа мышления и действия человека, знающего общество и понимающего других людей, умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности.

Реализовать эти задачи лучше всего способен личностно ориентированный подход как особого рода педагогический процесс со специфическими целями, содержанием, технологиями, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

Основные направления своей деятельности я определяла в соответствии с вышеизложенными задачами.

Преследуемая мною цель – найти место на уроке для каждого, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных возможностей учащихся.

Выявление отношения учащихся к преподаваемым предметам, а также степени удовлетворенности результатами своей учебной деятельности осуществляю с помощью входного, промежуточного и итогового контроля. Учащиеся с выраженным интересом к предмету получают усиленное педагогическое сопровождение в виде дополнительных заданий, консультаций и т.д. Безразличных к преподаваемым предметам беру на особый контроль с целью выявления причины данного отношения и индивидуальной коррекционной работы.

Личностно ориентированный подход предусматривает пристальное внимание к таким составляющим учебного процесса как содержание обучения, педагогическую задачу или модель личностно ориентированной учебной ситуации, специальные технологии.

Понятно, что личностно ориентированный подход не может менять структуру базового учебного плана и образовательных стандартов. Новизна проявляется в интерпретации и композиции содержания образования. Важно обеспечить в учебной деятельности приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных технологий, а также приоритет продуктивного компонента содержания образования над репродуктивным. Центральным понятием личностно ориентированного подхода как педагогического процесса является личностно ориентированная учебная ситуация. Она создается целенаправленно и ставит ученика в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление созданной ситуации. В основу создаваемых мной личностно утверждающих ситуаций входят: нравственный выбор, самостоятельная постановка цели, препятствия, требующие волевых проявлений, переживание радости собственного открытия, значимость для других людей, самоанализ и самооценка учащимся своих достижений, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей.

К чему стремлюсь, прежде всего, при создании личностно ориентированной ситуации?

Во-первых, чтобы используемые мной приемы имели практическую ценность для ребенка не только в будущем, но и сейчас, сию минуту.

Во-вторых, соприкосновение с личностной сферой ребенка осуществляю через диалог как наиболее действенный способ. Диалог для меня – это сотрудничество с ребенком. Состоявшийся диалог – это уже результат! Готовность ребенка к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.

В-третьих, личностно ориентированную ситуацию очень часто создаю через игровую форму, т.к. личность развивается более успешно, творя собственный мир, особое пространство, проигрывая в нем свои роли и модели реальности.

К Качественно новым становится и такое средство организации учебной деятельности как задача, которая должна вылиться в рационализированную проблему. С технологической точки зрения они могут быть:

- предметно-познавательными, направленными на освоение понятийного и операционного аппарата изучаемого материала;

-- практико-ориентированными, которые содержат ценностную ориентацию и где предметные знания играют роль инструмента для достижения жизненных целей;

- - личностно ориентированными, в которых ученик должен проявить личностный потенциал.

В В своей практике использую и самостоятельные технологии, характерные для личностно ориентированного обучения: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, методика которых хорошо освящена в педагогической литературе.

Результативность.

Показатели результативности усвоения предметного материала при личностно ориентированном подходе не отличаются от традиционного обучения. Общими критериями являются: фактические знания, практические умения, сформированные навыки. Их проверка осуществляется также традиционно через контрольные работы разного уровня, тестирование, проверочные работы, итоговую аттестацию.

Показатели результативности усвоения предметного материала за 2014-2015 учебный год.

Анализ результатов входящего контроля по истории

Класс

Всего

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

УО, %

КО, %

6 а

28

3

9

16




3,5

100

42,9

6 б

20




9

11




3,5

100

45

Итого

48

3

18

27




3,5

100

43,95

8 а

22

4

8

10




3,7

100

54,5

8 б

21

5

6

10




3,8

100

52,4

Итого

43

9

14

20




3,75

100

53,45

9 б

22

1

6

15




3,4

100

31,8

Итого

22

1

6

15




3,4

100

31,8

10

25

2

8

15




3,5

100

40

Итого

25

2

8

15




3,5

100

40

Итого

138

15

46

77




14,15

100

44,2

Анализ результатов входящего контроля по обществознанию

Класс

Всего

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

УО, %

КО, %

8 а

22

4

8

10




3,7

100

54,5

8 б

21




9

12




3,4

100

42,9

Итого

43

4

17

22




3,55

100

48,7

9 а

25

2

12

11




3,6

100

56

9 б

22




9

13




3,4

100

40,9

Итого

47

2

21

24




3,5

100

48,45

Итого

90

6

38

46




7,05

100

48,8

Качество обучения в классах: по истории – 44,2 %, по обществознанию - 48,8 %
3. Результаты районных олимпиад.


Предметы

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Всего

История

- 3 место

-

-

1

Обществознание

- 1 место


- 1 место

-

2

Всего

2

1

-

3


Данные социализации.

Учебный год

Количество выпускников

Средние специальные заведения

В т.ч.

с изучением истории и обществознания

2013-2014

24

7

2

  «Измерение» дополнительного личностного опыта учащихся, полученного в ходе учебно-воспитательного процесса, сложно представить только в цифровых показателях. Суть этого опыта составляет совокупность рефлексивных действий, обеспечивающих участие ребенка в самостроительстве своего внутреннего мира, в творчестве, в активной жизненной позиции, в самореализации себя как личности. Критериями результативности здесь могут быть:

  • притязание на определенный результат, учебное достижение, степень трудности избираемой задачи;

  • оценка изучаемых событий, собственная позиция в отношении изучаемого;

  • самостоятельное принятие решений, моделирование;

  • выявление собственных проблем, связанных с дефицитом определенного опыта, знаний, навыков, личностных качеств;

  • регуляция собственных переживаний, самоопределение;

  • готовность к диалогу, сотрудничеству с одноклассниками, сверстниками, учителем и т.д.





Библиография.

  • Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем. М.,1999.

  • Федеральный компонент государственного стандарта.// Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,2013.

  • Федеральный компонент государственного стандарта.// Сборник нормативных документов. История. М., 2013.

  • Генецинский В.В. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии. // Советская педагогика.1991. № 9.

  • Давыдов В В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления// Новое педагогическое мышление. М.,1989.

  • Ильин В.С. Формирование личности школьника- целостный процесс.М.,1984.

  • Каптерев П.Ф. Дидактические очерки //. Теория образования. Изб.пед.соч. М.,1982.

  • Сериков В.В.Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград,1994.

  • Педагогические технологии. Автор-составитель Сальникова Т.П.// Личностно-ориентированные технологии//. М.,2009.

  • Закон РФ “Об образовании”. М.,2013.