Главная страница

Гонорская Т. И., магистрант гоу впо мгпу



Скачать 65.63 Kb.
НазваниеГонорская Т. И., магистрант гоу впо мгпу
Дата11.04.2016
Размер65.63 Kb.
ТипАнализ

Гонорская Т.И.,

магистрант ГОУ ВПО МГПУ

Формирование информационной компетентности

младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

В рамках анализируемой нами проблемы значительный интерес представляет характеристика современных детей, выросших в изменившейся социальной ситуации. Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. [3].

Анализ различных источников информации позволил нам обнаружить, что исследователями этой проблемы используются следующие термины: «информационная компетентность/компетенция», «информационная грамотность» и «информационная культура».

Так, в интернет-источниках информационная грамотность трактуется как комплекс навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

В публикациях, посвященных проблемам образования, подчеркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях (libraru.auka.kg/ru/standards/).

Информационная культура рассматривается как одна из составляющих общей культуры человека, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии, современные технические средства и методы. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников (из периодической печати, из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией [4].

В рамках реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» получил реализацию проект «Разработка инструмента оценки информационной компетентности учащихся», где информационная компетентность трактовалась как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, её идентификации, организации, обработки, оценки, а также её создания и передачи.

В связи с повсеместным переходом школы в 2011 году на новые стандарты мы задались вопросом: какое отражение исследуемая нами проблема получила в соответствующих документах.

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» (далее – Стандарте), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования [5].

В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» Стандартов второго поколения отмечается, что в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Авторы считают, что выпускники начальной школы научатся: 1) осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе – в пространстве Интернета; 2) осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе - с помощью инструментов ИКТ [3].

В пояснительной записке «Примерной программы по русскому языку» указано, что в ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении в начальной школе новых информационных технологий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся [2; 4].

По нашему мнению, требованием сегодняшнего дня является умение каждого учителя подготовить и провести урок с использованием ИКТ, что помогает сделать урок более ярким и увлекательным, позволяет детям погрузиться в живой мир, увидеть его своими глазами. Однако собственный педагогический опыт позволяет нам заключить, что сегодня компьютерные технологии не нашли еще в начальной школе должного применения. В тех школах, где ведется обучение детей с использованием компьютера, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов вовсе не знакомы с компьютерными технологиями, имеют весьма общие представления о способах их использования в обучении.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение названной проблемы внесли российские и зарубежные ученые: О.И.Агапова, Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, Г.Клейман, О.А.Кривошеев и др. Исследователи подчеркивают, что применение компьютера позволяет решать специальные практические задачи, которые обозначены в программах. Применительно к предмету «Русский язык»: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса (активного и пассивного); овладение нормами современного литературного языка; усвоение лингвистической терминологии и др.

Для младших школьников компьютер выполняет различные функции. Так, в роли учителя он представляет собой источник учебной информации, который частично или полностью заменяет педагога, книгу. Благодаря возможностям мультимедиа и телекоммуникаций, компьютер – это наглядное пособие качественно нового уровня. Кроме того, информационные технологии позволяют создать для ребенка индивидуальное информационное пространство, использовать технику в качестве тренажера и средства диагностики мониторинга знаний и умений. Таким образом, компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; в процессе закрепления изученного материала; при повторении, обобщении и систематизации; в ходе контроля знаний, умений и навыков [2; 4].

Управление обучением с помощью компьютера непременно приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса, на его деятельностную структуру. 


Литература

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс //Начальная школа. - 2008. - №1.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]. - М., 2008.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.

4. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.