Главная страница

Хисамова Резеда Мансуровна, Учитель музыки Старочечкабской основной школы Кайбицкого муниципального района рт оркестры. Разновидности оркестров



Скачать 34.81 Kb.
НазваниеХисамова Резеда Мансуровна, Учитель музыки Старочечкабской основной школы Кайбицкого муниципального района рт оркестры. Разновидности оркестров
Дата27.08.2016
Размер34.81 Kb.
ТипДокументы

Хисамова Резеда Мансуровна,

Учитель музыки

Старочечкабской основной школы Кайбицкого муниципального района РТ

Оркестры. Разновидности оркестров.

Цели вечера:

-Пробудить у учащихся интерес к оркестровым произведениям

-воспитание любви к классической и народной музыке

- расширить рамки школьного урока музыки

Оборудование: компьютер, mp3 плейер

Портреты композиторов: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки

Предварительная подготовка к вечеру:

1) видеоряд на компьютере с изображением инструментов разновидностей оркестров.

2) видео и аудиозаписи в исполнении оркестров народных инструментов, Симфонического оркестра.

На прошлой встрече мы с вами познакомились с разными музыкальными инструментами и способами извлечения звуков на этих инструментах. А также мы выяснили, что большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных музыкальных инструментах, называется ОРКЕСТР.

Удивительную эволюцию потерпело это греческое слово.

Само слово «оркестр» давнего происхождения. В античные времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Это место было для хора, сопровождающего трагедии своим пением и ритмизованными выразительными жестами. Позднее оркестром называлась место между сценой и зрителем, где находились музыканты, сопровождающие своей игрой пение и танцы. Теперь же оркестром называется весь коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Первые оркестры были небольшие и разнородные по своему звучанию. Дирижера не было. Оркестром управлял музыкант, игравший на клавесине. Классический состав оркестра- примерно двести лет тому назад- установил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но в течение двух столетий состав симфонического оркестра менялся, усложнялся, пока не стал тем большим современным оркестром, который мы слушаем на симфонических концертах.

Во времена Гайдна в основной состав оркестра входило тридцать струнных инструментов, две флейты, два гобоя, два фагота, две трубы, две валторны, литавры. Вскоре к духовым инструментам присоединился и кларнет. Именно для такого оркестра (теперь этот оркестр называется «малый симфонический») создавали симфонические произведения Гайдн, Моцарт, молодой Бетховен.

Слушание. В.Моцарт Симфония №40 (фрагмент)

Для малого симфонического оркестра написаны и некоторые произведения Глинки.

На протяжении 19 и 20 веков оркестр развивался во всех отношениях. В него постепенно входили все новые и новые инструменты. Увеличилась и численность оркестрантов. Современный большой симфонический оркестр содержит до 100 человек. Стало больше и самих оркестров. Если в 18 веке они были только в Европе и исчислялись несколькими десятками, то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч.

Современный большой симфонический оркестр делится на четыре основные группы:

Струнно - смычковая

Деревянно - духовая

Медная духовая

Ударная

Струнно-смычковые инструменты

Это как бы основа всего симфонического оркестра. Две трети оркестра составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Скрипок в струнной группе больше всего. Они в свою очередь, делятся на первые и вторые.


Деревянно-духовые – это флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Во второй половине 19 века появился еще один инструмент с красивым сочным тембром – саксофон. Но вводится саксофон в состав симфонического оркестра лишь по желанию композитора.

Медные – духовые - третья группа. Они вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Обычно в оркестре бывают четыре валторны, две или три трубы, три тромбона и труба.

Группа ударных инструментов. Их основная задача- ритмическая. Но кроме того, они создают в оркестре разные звуковые эффекты. Ударных инструментов много, и они разнообразны: литавры, колокольчики, колокола, треугольники, бубны, малый и большой барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и еще много – много других.

Очень часто в симфонических оркестрах звучит и арфа. А в грандиозных по замыслу симфониях используется и орган.

Как же располагаются инструменты в современном симфоническом оркестре?

Перед вами фотография, на которой это показано.

На первом плане самая главная группа – струнные : первые и вторые скрипки, альты, виолончели. В глубине оркестра – контрабасы, они обрамляют правую сторону эстрады.

Прямо перед дирижером, вроде бы на втором плане, деревянные – флейты и гобои, за ними кларнеты и фаготы.

Еще дальше – медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, труба.

И наконец, ударные инструменты. Находясь в глубине эстрады, они занимают всю его левую сторону. Не удивляйтесь, если, присутствуя на симфоническом концерте, ты увидишь, что музыканты в оркестре иной раз сидят и по-другому. Очень часто дирижеры меняют расположение инструментов в оркестре. Твердых законов здесь нет.

Оркестры бывают разные:

симфонические

струнные - состоящие из одних струнных инструментов,

духовые ,- в которых заняты только деревянные и медные духовые инструменты;

Шумовые – в них участвуют только ударные инструменты, к ним иной раз присоединяются духовые;

неаполитанские, состоящие из гитар и мандолин,

эстрадные, джазовые, а также оркестры из различных народных инструментов.