Главная страница

Как научить ребенка общаться с людьми?



Скачать 59.52 Kb.
НазваниеКак научить ребенка общаться с людьми?
Дата14.04.2016
Размер59.52 Kb.
ТипАнализ

Как научить ребенка общаться с людьми?

В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители прибегают к помощи домашних воспитателей, частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собствен­ное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чув­ством собственного достоинства или развитием индивидуальности.

Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивиду­альность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоре­чивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Мно­гие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире об­щепризнанными и получившими статус общечеловеческих.

Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию чувства коллективизма. А жаль. Мы уверены, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это «что-то» и есть сущность кол­лективизма: «Я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения».

Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обста­новке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворе­нию, в первую очередь, своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направлен­ности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соот­носят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих

людей — сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно гово­рить о первых проявлениях коллективистской направленности.

Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять раз­ную степень такой направленности. Это в какой-то степени объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует ис­полнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? Ду­мается, что в детском саду ребенок просто почувствовал значимость общества сверстников: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома он привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо завоевывать, не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетво­рению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникаль­ности и непревзойденности. В результате постепенно формируется на­правленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

Но все же преодолеть ее можно. И это главная задача не только для родителей, но и воспитателей, которые не хотят воспитывать будущих эгоистов. ..»

На пути к коллективистской направленности предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направ­ленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреп­лению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

Вывод: каждый ребенок должен пройти «школу детского сада» по многим причинам, и главная из них — учиться жить среди людей.
Как помочь агрессивному ребенку?
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений вос­питателей и родителей.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неуме­ния адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Он часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселя­ет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным?» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожа­лению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хо­телось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возмож­ность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взор­вутся, а дети не вступят в драку».

Родителям и воспитателям не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он себя так ведет, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций, чаще всего защитных, даже на стан­дартные ситуации очень ограниченно. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Например, играя во время прогулки в песочнице, двое шестилетних детей подрались. Витя ударил Диму кулаком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Витя искренне отвечает: «У Димы в руках была щетка, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Дима не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Витю, но тот воспринял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка? Агрессивные дети нуж­даются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и свое­временной помощи ребенку.

Агрессивный ребенок часто:

— теряет контроль над собой;

— спорит, ругается со взрослыми;

— отказывается выполнять правила;

— сердится и отказывается сделать что-либо;

— специально раздражает людей;

обвиняет других в своих ошибках;

— завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые I нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том слу­чае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы четыре из семи перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: пси­холога или врача.

Как помочь тревожному ребенку?

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности, У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, голов­ные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потен­циальных возможностей.

Тревожность индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать бес­покойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Старший воспитатель МБДОУ д/с №55-

Кандакова Ирина Алексеевна