Главная страница

Конкурс "Русь моя. Народный календарь", номинация "Музыка русских узоров"



Скачать 34.16 Kb.
НазваниеКонкурс "Русь моя. Народный календарь", номинация "Музыка русских узоров"
работы: Григорьева Анна
Дата10.02.2016
Размер34.16 Kb.
ТипКонкурс

“ С первой звёздочкой на небе ". Рисунок (гуашь, 6 класс)

 Всероссийский конкурс "Русь моя. Народный календарь", номинация "Музыка русских узоров". Техника исполнения: гуашь. Автор работы: Григорьева Анна, ученица 6 класса МБОУ СОШ №10 г. Нефтеюганска Тюменской области ХМАО. Руководитель: Юнусова Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №10

г. Нефтеюганска Тюменской области ХМАО.

Зимние праздники и обряды.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения; культуру, какой бы то ни было эпохи представляем по шедеврам искусства, музыки, народно-прикладиого творчества и т.д. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории России, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей.
Традиционная культура русского народа ярко отражена в народном календаре, корни которой уходят еще в язычество. Потребность измерять время возникла у всех народов, как только осозналась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь. В старину на Руси основным занятием было земледелие, поэтому культура и основная масса праздников и связанные с ними традиции и обряды носили земледельческий характер. В старину на Руси жизненный клад народа изначально определялся в первую очередь сменой времен года поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре цикла: зимний и летний солнцевороты, весенние и осенние равноденствия.
Народные праздники, хоровое пение – это духовное достояние любого народа. Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе и казаки, праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения Господня. К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом, или послащенной сахаром – «кутья»). По всей России в сочельник не ели до первой звезды, но подготовка к этому празднику немного отличалась, друг от друга, согласно тем обычаям, которые бытовали в данной местности. Велика Матушка Россия, сколько губерний – столько и обычаев, которые характеризуют тот народ и те традиции, сложившиеся веками, начиная с язычества. В северных областях России в Рождественский сочельник еще прослеживается связь с языческими традициями о задабривании Мороза, о нарождении молодого солнышка. В Курской губернии в навечерие Рождества в ряде мест, жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении нового солнышка, о начале нового солнечного года. В Воронежской губернии семья, собравшись за столом в сочельник, ставила на стол кутью и овсяный кисель, хозяин, перед началом трапезы, открывал окно и зазывал: Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью с киселем. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи! Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты, огурцов. А в Смоленской губернии не только просили, но и пугали:
Мороз, Мороз Васильевич!
Ходи кутью есть!
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!
На Смоленщине Мороз наделен таким отчеством не случайно: кормление Мороза происходило в Васильев вечер, накануне Нового года (по-старому).


С первой звездочкой на небе - воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа (В своей работе я отобразила, символ начало Рождественских праздников)

из наиболее популярных символов христианского праздника, посвященного рождению Христа, – звезда (как специально изготовленный обрядовый предмет и как обобщенный знак Рождества) была включена в уже готовые формы архаических ритуалов и поверий, относящихся к святочному периоду.

Необычность этого времени, по народным поверьям, отмечена редкостными явлениями и чудесами природы: В Сочельник якобы получает способность разговаривать домашний скот; вода в бочках, колодцах и источниках превращается в вино; деревья в лесах и садах переходят с места на место или на короткий миг зеленеют и зацветают даже в сильные морозы; со дна озер и морей поднимаются затопленные монастыри и храмы и можно услышать звон с их колоколен и т.п. В связи с широко распространенными у славян представлениями о приходе на землю духов предков (а также Божьего Сына), любой гость, входящий в дом в Рождество или на Новый год, воспринимался как особа священная, могущая повлиять на жизнь человека и его удачливость на ближайший год. Поэтому главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя; по первому, вступившему в дом визитеру хозяева гадали о будущем, вынуждали гостя участвовать в домашних магических ритуалах, призванных обеспечить благополучие в хозяйстве.

http://slavakazakam.ru/tradkazakov/1337-2011-03-19-17-04-32