Главная страница

Методические рекомендации по формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с онр



Скачать 493.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с онр
страница1/4
Дата20.08.2016
Размер493.49 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

Управление образования администрации

МО Кореновский район

Методические рекомендации

по

формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР.

Автор рекомендаций: Бервино Елена Витальевна,

инструктор физкультуры

МДОБУ комбинированного вида детский сад № 1

педагогический стаж - 6 лет

Телефон:

Кореновск 2012.

2

Актуальность темы.

Вся деятельность дошкольных учреждений направлена на подготовку детей к успешному выполнению их важной социальной функции - функции ученика. Облегчению перехода детей к учебной деятельности может быть успешно осуществлено общими усилиями специалистов различных дисциплин. Лишь совместные действия способны создать систему, гармонично воздействующую на становление личности ребенка и подводящую к рубежу школы подготовленным. Физическое воспитание является неотъемлемой частью этой воздействующей системы. При этом возможности использования физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья человека, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей.

С началом обучения в школе все большее значение в поведении ребенка приобретают произвольные действия, к числу которых относится письмо. От совершенства этого навыка во многом зависит успех школьника в учебе и последующей трудовой жизни.

Авторы, исследующие проблему готовности к обучению в школе отмечают наличие тесной взаимосвязи, во-первых, между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности; во-вторых, между степенью готовности к овладели графическими навыками письма и школьной зрелостью; в-третьих, между качеством письма и успешностью всей школьной деятельности..По данным Е.В.Гурьянова (1959), учителя начальных классов также испытывают значительные трудности при обучении детей письму. Нечеткий почерк наблюдается у школьников, несмотря на все усилия педагогов обеспечить высокое качество каллиграфии. Рука как бы не слушается ребенка. В числе отстающих по каллиграфии нередко оказываются и прилежные ученики, искренне прилагающие все силы к тому, чтобы писать четко и красиво.

Трудности в становлении графических навыков могут привести к частичному расстройству письма, так называемой дисграфии. Основный её признаком считается наличие стойких специфических ошибок. Дисграфия опасна тем, что препятствует нормальному овладению письменной речью, затрудняет прохождение программного материала, в результате чего учащиеся зачисляются в разряд неуспевающих.

Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушением речи.

  • Недостаточно развита мелкая моторика

  • Плохая координация движений

3


  • Недостаточность самоконтроля

  • Пространственно-временная ориентировка нарушена

  • При исследовании ритмических способностей отмечаются ошибки.

В среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению графики письма почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим, развитие двигательного компонента письма на дошкольной этапе, играет чрезвычайно важное значение. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются новые двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.

Методические рекомендации разработанные по этой проблеме окажут помощь педагогам-практикам в овладению детьми графическими навыками письма, т.е. по возможности развивать механизмы, необходимые для подготовки детей к письму, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Цель: Оказать методическую помощь педагогам – практикам, разработав методические рекомендации по овладению детьми графическими навыками в виде использования на занятиях по физкультуре специально подобранных упражнений, игр и эстафет.
Гипотеза: Предполагается, что педагоги используя данные методические рекомендации т.е. специально подобранные физические упражнения, игры и эстафеты на занятиях, будут способствовать развитию качеств у дошкольников, необходимых для овладения графикой письма.
На основе состоявшегося опыта работы я рекомендую:

При подготовки дошкольников к овладению графикой письма использовать хорошо известные в педагогической практике упражнения, но изменять способ их выполнения с целью более акцентированного, избирательного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости». Например, выполняя упражнение «ходьба с закрытыми глазами не по прямой, а по кругу – так, чтобы вернуться в исходную точку; выполняя прыжки в глубину (спрыгивания с повышенной опоры) – перед приземлением или успеть сделать поворот, или успеть хлопнуть в ладоши, или поймать брошенный руководителем мяч.
4
Часть упражнений программного материала заменить. При конструировании новых двигательных заданий предпочтения отдавать действиям на согласование движений, в которых участвует различные части тела, с соизмерением их по времени, пространству и мышечному усилию, а также упражнениям, развивающим пространственные представления, формирующим рациональный двигательный ритм.

Предусмотреть усложнения упражнений по мере освоения их детьми. Например, если в упражнении «броски мяча в «окно» в качестве «окна» сначала используется обруч большого диаметра (100 см), то через несколько занятий его заменить на обруч малого диаметра (50 см), а в дальнейшем брать мячи все меньших размеров и увеличивать расстояние до «окна».

Особую группу специальных упражнений составляют движения руки и ее наиболее важных для графической деятельности звеньев – кисти и пальцев: упражнения «для пальчиков», игры – потешки, игровые композиции из упражнений «для пальчиков», сюжетно объединенные маленькими рассказами.

В своей работе использовать следующие методы:

Методы строго регламентированного упражнения реализуются с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

  • наличие  твердо  предписанной  программы  движений  (по  подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

  • точное нормирование нагрузки, по объему и интенсивности, управление ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

  • точное дозирование интервалов отдыха между частями нагрузки;

  • создание  внешних  условий,  облегчающих  управление  действиями ребенка (распределение  групп  на местах занятий,  использование  пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий и т.д.).

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы».

5

Соревновательный метод. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга, что необходимо для подготовки ребенка к школе.
В целях оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению графикой письма я рекомендую следующие организационные мероприятия.

1. Включение занятий физическими упражнениями в систему подготовки дошкольников к овладению графикой письма.

2. Осуществление преемственности содержания физкультурных занятий и других видов образовательно-воспитательной деятельности детей в дошкольном учреждении, обеспечивающей развития координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости».

3. Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению графикой письма.

4. Соблюдение методических требований: регулярность занятий, хорошая подготовка мест для занятий, доброкачественный инвентарь и т.д.

5. Включение в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности.

6. Использование музыки для улучшения эмоционального состояние детей.

7. Обеспечение плотности занятий делением группы на команды, использованием оборудования для выполнения групповых упражнений, применение поточного метода организации.

8. Подбор уровня сложности упражнений с учетом индивидуальных показателей физического состояние детей.

9. Дифференцирование нагрузки за счет распределения ролей в подвижных играх и эстафетах, изменения объема и интенсивности упражнений.

10. Определение эффективности каждого упражнения по следующим показателям;

- интерес детей, их увлеченность при выполнении двигательных заданий;

- доступность для большинства детей;

- включение индивидуальной деятельности каждого ребенка в групповые игры и эстафеты;

Четкости оценки действий каждого ребенка и команды в целом.
Методические рекомендации по планированию учебного материала физкультурных занятий:

6


  1. В каждое занятие Целесообразно включать упражнения «для пальчиков» в той или иной форме (упражнения – «потешки» - в подготовительной и заключительных частях, подвижные игры с «потешками», эстафеты с мелкими предметами и т.п. – в основной).

  2. В 50% всех занятий нужно вводить общеразвивающие упражнения в форме ритмической гимнастики.

  3. Почти все виды ходьбы и бега, включаемые в занятие, могут иметь двигательные задания, направленные на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма.

  4. Преодоление полосы препятствий рационально планировать два раза в месяц.

  5. значительную часть времени следует отводить на выполнение упражнений и игр с предметами.

  6. Упражнение в бросках, ловле, метании в том или ином виде планируются в 3,4 всех занятий.

  7. В заключительной части занятий подвижные игры и эстафеты можно чередовать и проводить примерно в равных количествах; в эстафеты включать задания на расстановку и перестановку предметов с акцентом на точность составления фигур.


Выводы:
1. Использование на физкультурных занятиях с дошкольниками упражнений, активно воздействующих на развитие качеств, способствующих успешному овладению графикой письма, не только не снижает темпов физического развития детей, но и существенно улучшает их подготовленность к этому виду учебного труда.
2. Использование специальных физических упражнений предупреждает переутомление дошкольников, избавляет детей от длительной неподвижности на занятиях, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическими навыками.
3. Работа по подготовке дошкольника к овладению графикой письма средствами физической культуры должна проводиться систематически регулярно и непрерывно. Желательно начинать эту работу как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу.
4. Оптимальным вариантом организации работы является совместная деятельность инструктора физкультуры, воспитателя и логопеда.


7
Библиографический список.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М., 2008.



  1. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияния специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

  2. Нефедова Е.Ф. Готовимся к школе. Москва 2003.

  3. Буцикина Т.П., Вартопетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования

  4. Методические рекомендации. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей – дошкольников. – Волгоград: ВОКФК, ВГИФК, ВОИУУ, 1998 г.

  5. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978г.

  6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д.Новикова – М.: ФиС, 1976.

  7. Фатеева Л. 300 подвижных игр для младших дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1998 г. 

  8. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников, М.,  Школьная пресса, 2004г. . 


8
Приложение.


  1. Упражнение для пальчиков.

  2. Ритмическая гимнастика.

  3. Упражнение в беге, ходьбе и прыжках.

  4. Упражнение в бросках, ловле, метании.

  5. Подвижные игры.

  6. Эстафеты.

Приложение №1.
Упражнения для пальчиков:


  1. «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же - • пальцами левой руки; то же - пальцами обеих рук одновременно.




  1. «Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным и т.д.

  2. «Оса». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же - * указательным пальцем левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.




  1. «Маленькая волна». Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнообразные ьдвижения кистью с продвижением руки вправо; то же —
    левой рукой.




  1. «Большая волна». Кисти рук на уровне лица, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимается вверх, затем поднимается правое предплечье, а правое плечо опускается, далее поднимается правая кисть с одновременным опусканием правого предплечья. Затем поднимается левая кисть одновременно с опусканием правой, и так волнообразное движение передается с правой руки на левую и обратно.




  1. «Муравейник». Кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются; беспорядочное движение пальцами.




  1. «Дельфин». Правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев (нос «дельфина»); то же левой рукой; то же двумя руками (два «дельфина»).




  1. «Хвост рыбки». Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Волнообразные движения кистями: правая кисть опускается — левая поднимается, левая
    кисть опускается правая поднимается.




  1. «Моторчик». Пальцы рук сцеплены перед грудью. Вращательные движения кистями.

  2. «Прятки» Руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак,— на уровне головы. Разжать кулаки, пальцы растопырены («пальчики появились»)г сжать кулаки («пальчики спрятались»).




  1. «Улитка» Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний подняты вверх («рога улитки»). Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой
    руке; то же — левой рукой по правой руке.




  1. «Фонарики» Руки согнуты в локтях, кисти повернуты ладонями вперед слева и справа от головы. В таком положении дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.




  1. «Собачка» Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец («глаз») и большой («ухо»). Дети сгибают и разгибают большой палец («собачка
    шевелит ушами»), сгибают и разгибают указательный палец(«собачка моргает глазами»), выполняют отведение и прижимание мизинца («собачка лает»). Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.




  1. « Лягушка». И.п. – ладонь прижата к полу; счет «раз» - сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперед лучезапястный сустав; счет «два» - лучезапястный сустав прижимается к полу, а пальцы выпрямляются вперед. Движение повторяется 5-6 раз.




  1. «Змея». Правя рука вытянута вперед, ладонь вертикально; волнообразные движения, имитирующие продвижения змеи; то же левой рукой.


Упражнения «для пальчиков»,

сопровождаемые речитативом (потешки).


  1. «Сидит белка на тележке». И.п. – сжать пальцы обеих рук в кулаки. Поочередное разгибание пальцев.

Движения:

Сидит белка на тележке, Круговые вращения кисти,

Продает она орешки. сжатой в кулак.

Лисичке – сестричке, Выпрямить большой палец.

Воробью, Выпрямить указательный палец.

Синичке, Выпрямить средний палец.

Мишке толстопятому, Выпрямить безымянный палец.

Заиньке усатому. Выпрямить мизинец.


  1. «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Движения:

Пальчик, пальчик, Правой рукой взять большой палец

где ты был? левой руки, выполнять

вращательные движения

большим пальцем.

С этим братцем То же с указательным пальцем.

в лес ходил,

С этим братцем То же со средним пальцем.

щи варил,

С этим братцем То же с безымянным пальцем.

кашу ел,

С этим братцем То же с мизинцем.

песни пел.

Песни пел, распевал, Руки согнуты в локтях, кисти на

всех братишек развлекал. уровне головы. Вращательные

движения кистями рук.

Упражнение повторяется с переменой руки.


  1. «Колобок»

Кулачок как колобок, Дети одну руку сжимают в кулак –

Мы сожмем его разок. «колобок», другой поглаживают его.


  1. «Веселые маляры»

Мы покрасим этот дом, Двигают кистями обеих рук в

Жить Ванюша будет в нем. разных направлениях.


  1. «Повар»

Варим, варим, варим щи, Делают круговые движения кистью по

Щи у Вовы хороши. часовой стрелке и против нее.


  1. «Пила»

Пила, пила, пила живей, Выполняют скользящие движения

Мы строим домик для зверей. ребром ладони по поверхности стола.


  1. «Солим щи» Делают перетирающие движения

тремя пальцами.

  1. «Грабли»

Грабли в руки мы возьмем Сжимают и разжимают

И немного погребем. растопыренные пальцы.

Мы ладошки отряхнем Делают скользящие хлопки.

Ручки вымоем потом, Вращают ладонь одной руки

Сухо вытрем руки, вокруг кисти другой.

Мы не знаем скуки. Вытирают каждый пальчик.


  1. «Ёж»

Я колючий серый ёж, Одной рукой обхватывают кулак

Длинные иголки. другой, шевелят средними

Я тебя не уколю, пальчиками в быстром темпе.

Я иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.


  1. «Замок»

На двери висит замок. Ритмично, быстро соединяют

пальцы «в замок».

Кто открыть его бы мог? Пальцы сцепляют, руки тянут

в разные стороны.

Потянули, покрутили, Двигают сцепленные пальцы от себя.

Постучали Пальцы сцепляют, ладонями стучат

друг от друга.

И открыли. Пальцы расцепляют, ладони разводят

в стороны.


  1. «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро Поочередно касаются одноименными

При встрече здороваться: «Доброе утро!» пальцами, постукивают

Доброе утро солнцу и птицам, друг о друга.

Доброе утро доверчивым лицам.
  1   2   3   4