Главная страница

Мой родной город



Скачать 62.55 Kb.
НазваниеМой родной город
Дата15.04.2016
Размер62.55 Kb.
ТипОтчет

Творческий отчет по проектной деятельности на тему

«Мой родной город» Старшая группа 2011-2012 год

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Формирование проблемы:

В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания утратили свою актуальность, что является недопустимым для подрастающего поколения. Важной составляющей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родному городу. Чтобы воспитать патриотов родного города, надо его знать.

Цели проекта:

Способствовать воспитанию и развитию детей на познании истории родного города, его особенностях, традициях и культуре, осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.

Задачи проекта:

  • Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях;

  • Развивать нравственно-патриотические качества;

  • Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город;

  • Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города;

  • Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно-культурные традиции в разных видах детской деятельности;

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу.

Участники проекта: дети, воспитатели групп, воспитатели дополнительного образования, родители.

Срок реализации проекта: по продолжительности проект рассчитан на 2 года, по типу данный проект можно отнести к творческомк.

Планируемый результат:

  • Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности;

  • Повышение компетентности и роли родителей в патриотическом воспитании детей;

  • Усвоение детьми норм и правил поведения в общественных местах;

  • Формирование элементарных знаний о достопримечательностях города, воспитание желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.

Описание организации проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса:

При реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию мы используем такие формы работы, как экскурсии, беседы, занятия по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим, а также на музыкальных занятиях ,чтение художественной литературы ,самостоятельная деятельность, работа с родителями, проведение праздников.

. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют свой дом и портреты своих родных, составляют рассказы о доме, в котором живут и в котором хотели бы жить, когда будут взрослыми, о своих друзьях и своих домашних животных.

Узнавая о народном творчестве, дети приобщаются к чистому и вечному источнику народной культуры. Так же на занятиях дети рассматривают репродукции картин П. Корина «Александр Невский», В.М. Васнецова «Богатыри».

На музыкальных занятиях через музыкальные образы педагог старается привить любовь и восхищение детей родной природой (П. И. Чайковский «Времена года»).

Музыкальный руководитель так же рассказывает детям о защитниках Отечества: Александре Невском, Иване Сусанине, о современных Вооруженных Силах. Дети слушают отрывки из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, поют песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой»). Отдельное занятие было посвящено Гимну России, как одному из символов страны.

Совместно с музыкальным работником было проведено занятие Мой родной город, где вместе с детьми слушали Гимн города Челябинска, песни про Челябинск о заводах родного города.

Народные праздники – неиссякаемый источник не только знакомства с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому – фольклорные праздники: «Осени», «Масленица», которые включают в себя народные песни, танцы, детский игровой фольклор. Эти праздники все ждут с нетерпением. Детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле музыкальный зал, самовар, пироги, блины с маслом.

Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, ведь формирование патриотических чувств, происходит в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды, не только, но и все общество, вся страна.

На основном этапе мы использовали следующие формы работы с родителями:

  • Совместный досуг по обогащению впечатлениями – целевые прогулки.

Мы предложили родителям погулять вместе с детьми по городу. Цель прогулок – закрепить те знания, которые получили дети на занятиях в детском саду и с целью получения новых знаний. Во время этих прогулок дети узнали много интересного о городе Челябинске; учились видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивали старое и новое, видели, как люди заботятся о городе – чистые улицы, посаженные деревья и цветы и т.д.

  • Творческие задания – совместное творчество родителей и детей.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закреплялись в творческой деятельности. Эти задания вызвали наибольший интерес у родителей. Родителям было предложено нарисовать: «Дом, в котором я живу», «Где мы отдыхали», «В каком дворе я хотел бы гулять». Интересно было слушать рассказы детей о том, что они нарисовали вместе с папами и мамами. Видеть, сколько положительных эмоций они получили в процессе выполнения этих заданий.

Использование этой формы работы дало возможность не только расширить активный словарь детей, пополнив его новыми словами. Из рисунков, которые нарисовали родители, мы оформили выставки: «Где мы отдыхали», «Дом, в котором я живу», а также альбомов «В каком дворе я хотел бы гулять».

  • Устные рекомендации по поводу предстоящей деятельности.

Родителям было предложено рассказать детям о том, в каком доме они живут, как давно, закрепить с детьми домашний адрес, почему у улиц, на которой расположен дом, такое название.

  • Дифференцированные домашние задания.

Предложили родителям Ани Маевой, Вероники Багиной, Саши Осиповой принести фотографии, иллюстрации нашего города для проведения беседы «Наш город».

Привлекли родителей Вики Свеженец, Вани Юровсеого к подбору стихотворений, информации о близлежащих водоемах для проведения беседы «Голубые глаза нашего города».

Маме Насти Девятовой мы предложили оформить альбом «Улица Гагарина» - проведение экскурсии по улице Гагарина.

Эти приемы интересны тем, что когда родители подбирали информацию, иллюстрации, фотографии они это делали вместе с детьми. У детей это вызвало большой интерес и когда они пришли в детский сад, у них было желание поделиться с детьми и взрослыми информацией, которую они получили в результате совместной деятельности с родители дома.

  • Участие родителей в занятиях.

На занятии «Как строился наш город» бабушка Маши Шкодстких рассказала о том, каким был наш город раньше, показала семейные фотографии на тему "

Вывод:

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объеденения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного- патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.

У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.