Главная страница

«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное»



Скачать 190.9 Kb.
Название«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное»
Дата10.04.2016
Размер190.9 Kb.
ТипАнализ

«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей. Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика, результаты которой ложатся в основу предметно-содержательного анализа. Учитывая данные предметно- содержательного анализа, корректируется рабочая программа, в частности, в рабочую программу по русскому языку включаются упражнения, направленные на ликвидацию пробелов, закрепляющие умения и навыки по определенным темам.

Анализ ГИА прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки, продумываю систему повторения изученного материала.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.

В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.

На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам, особенно в 5-7 классах, в системе провожу цифровые диктанты, работу с перфокартами. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации -внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

При подготовке учеников к ГИА по русскому языку особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение в ГИА ).

Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью.
Каждый учитель, кому довелось готовить учащихся 9 классов к итоговой аттестации, наверное, столкнулся, как и я, с различными проблемами:

-учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста

немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы

-у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения

-беден лексический запас учащихся

-не сформировано умение оперировать лексикой предмета

-неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.
Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.

Хочется поделиться некоторыми заданиями и упражнениями, связанными с выработкой навыков коммуникативной компетентности у учащихся разных классов.
Вот некоторые из них.
Упражнение №1 «Прикосновение к творчеству»
(Этому упражнению можно уделять 5-10 мин. на уроке, а затем более подробно разобрать на факультативном занятии)

Упражнение учит аргументированно выстраивать свое суждение на заданную тему, формирует внутреннюю готовность, что творить может каждый.
Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например,
– Ветер дул с реки, нагоняя туман…

– Путешествует счастье…

– Котенок соскочил с дивана и улегся на коврик перед камином…
Дается 10-15 мин. для написания творческой работы (эссе, рассказ и т.д.)

Пишут все: и учитель, и ребята. Начать работу нужно с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на магнит на доску. Все ходят и читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству. Похвалить всех, поблагодарить за работу.
.

Упражнение №2 «Литературный герой»
Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.
Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних – показать положительные качества литературного героя, других – представить его в самом невыгодном свете. Судьи – класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее.
Упражнение №3 «Построение сообщения по алгоритму»
Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание.
Задать тему. Тема может быть любой: из школьной жизни, из жизни города, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.

Учитель заранее составляет алгоритм, например,

Факт (что произошло)

Причины, повод

Сопутствующие события

Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта)

Последствия
Упражнение № 4 «Дай название рассказу»
Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой
Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д. Учитываются ответы любого типа.
Упражнение № 5 «Вырази мысль другими словами»
Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.
Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов предложенного предложения.

Упражнение № 6 «Одна минута»
Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме.
Учитель объявляет тему, например, «Способы сжатия текста» или «Виды придаточных предложений».

Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек.
Упражнение № 7 «Сходство и различие»
Упражнение развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию.
Учащимся предлагается сравнить различные предметы и понятия: например,
Картина и фотография;

Утро и вечер;

Упрямство и настойчивость;

Добро и зло; и т.д.
Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения.
Упражнение № 8 «Стилистика»
Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся.
Раздать карточки с парами слов (вместе с толкованием лексического значения слова). Первый вариант задания: придумать два предложения, правильно использовав предложенные слова). Например:
Каточка № 1
1. Невежа (грубый, невоспитанный человек)

2. Невежда (необразованный, не сведущий в какой-либо отрасли человек)
Карточка № 2
1. Преобразить (изменить вид)

2. Преобразовать (переделать, перестроить, превратить во что-то другое)
Карточка № 3
1. Комплект (набор каких-либо предметов)

2. Комплекс (сочетание каких-либо действий, свойств)
Или второй вариант задания:
На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками, исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины неточности.
1. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых людей.

2. Трудно было им противопоставлять (противостоять) такому натиску.

3. Постепенно человек укрощал (приручал) диких коз, свиней и других диких животных.

4. Мы предупредительно (предусмотрительно) захватили с собой веревку и фонарик.

5. Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты.

6. Девушка ответила дружественным (дружеским) пожатием руки.

7. Народные массы терпели двойственный (двойной) гнет.

8. Впереди простирались болотные (болотистые) луга, дальше местность была горная (гористая).

9. Останки (остатки) пищи старушка бережно спрятала.

10. За последние годы наш город значительно преобразовался (преобразился).
Упражнение №9 «Кто больше?»
Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся.
Подобрать к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например:

Бежать очень быстро (со всех ног, во всю прыть, без оглядки, сломя голову, на всех парусах, только пятки сверкают, на всех парах)

Сделать что-нибудь очень быстро (в один миг, в мгновение ока, в два счета)

Бездельничать, заниматься несерьезным делом (бить баклуши, валять дурака)

Быть невнимательным, пропускать главное в каком-нибудь деле (считать ворон, считать мух)
(Жирным шрифтом выделены ответы).Придумать предложения с данными выражениями или небольшой рассказ.

Провожу различные виды сочинений, но особую роль отвожу сочинению-рассуждению. Прежде всего, добиваюсь уяснения обучающимися схемы построения текста – рассуждения:
1. Вступление.
Тезис - основная мысль, которая раскрывается в сочинении.
2. Главная часть.
Аргументы (доказательства) – несколько аргументов, положений с примерами, фактами,
раскрывающими основную мысль.
3.Заключение.
Вывод – обобщение содержания главной части.
Для выработки умения видеть основные части рассуждения считаю полезным предложить обучающимся такое упражнение:
Разберите рассуждения по предложенной схеме. Найдите в них тезис, аргумент, примеры.
а) Некоторые сказки называются волшебными. Так, в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев - смелых, находчивых, добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры – самолёты, скатерти – самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
б) Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! – думает царевич – Очень уж есть хочется… «Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич! Будет время, я тебе пригожусь».
Работая над строением рассуждения, показываю, что оно может быть полным и сокращённым (отсутствует вывод, примеры). Полное рассуждение особенно распространено в научно – деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются неполные рассуждения, а союзы опускаются.
Проводя работу над рассуждением, сопоставляю такую его часть, как обоснование в текстах разных стилей, подвожу обучающихся к выводу: в научно- деловой речи факты сообщаются, а в художественной – изображаются. С целью закрепления даю упражнения:
Внимательно прочитайте текст. Что общего в этих рассуждениях и чем они различаются? Сопоставьте вторые части этих рассуждений (обоснования). В каком случае о поведении животного сообщается, а в каком – поведение изображается (рисуется картина)? Почему?
а) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
б) Говорим ещё: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращается домой среди ночи. Идёшь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?» (А.И. Куприн).
Познакомьтесь с сочинением пятиклассницы на тему «Мой любимый учебный предмет». Нравится ли оно вам? Чем? Какой тип речи создан ученицей? Перечислите аргументы, которые приведены в сочинении. Нет ли противоречий в высказывании? Удачны ли аргументы и примеры? Как бы вы посоветовали девочке отредактировать текст?
Английский язык – мой самый любимый предмет. Я люблю его потому, что он мне легко даётся. Я стараюсь заниматься сама, без помощи родителей. Наша учительница очень хорошо ведёт уроки, и я у неё всё понимаю. Если уже Алла Борисовна начала что-то объяснять, то доведёт своё объяснение до конца. Не знаю, что бы я делала у другой учительницы! Наш класс так и цветёт. Вы спросите: «Как цветёт?». А так, очень просто. В нём очень много цветов. Алла Борисовна - наш классный руководитель. Она никогда не злится, а только говорит, как нужно делать… По английскому у меня все пятёрки и четвёрки. Иногда проскочит троечка, но я стараюсь её исправить. За всё это нужно поблагодарить моего папу. Это он сидел со мной зимними вечерами. Он научил меня работать. С тех самых дней я узнала, что английский язык - очень трудный предмет, но если усиленно заниматься, можно добиться всего и стать отличником по этому предмету. С тех же дней я полюбили английский язык!
В центре внимания в 7 классе – рассуждения публицистического стиля. Обучая школьников построению публицистических рассуждений, показываю такие особенности этих высказываний, как использование цитат из выступлений общественных деятелей, доказательства от противного, вопросы-размышления типа «или-или» и другие. Даю задания:
1. Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы её решаете? Сохраните публицистический стиль речи (воспользуйтесь вопросами – размышлениями с союзом или).
«Хочу» и «Надо».
Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.
С самого начала уже возникают противоречия: утром надо вставать, а не хочется.
2. Продолжите рассуждения. Выберите из двух предложенных тезисов какой-либо один: аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод. Сохраните публицистический стиль речи (воспользуйтесь доказательством от противного).
Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.
а) Свободное время – прекрасное время.
б) Свободное время – трудное время.
Прежде чем приступить к написанию сочинения, необходимо продумать последовательность изложения материала, составить план.
Первым по времени и по значимости шагом в работе над предстоящим сочинением считаю выбор темы. Вместе с выбором темы решаем вопрос о типе речи, стиле и жанре. Уже при обдумывании темы находим с ребятами её границы. Тему помогает раскрыть план – необходимая ступень любого действия. Лучший план – письменный, затем устный, далее мысленный. Очень важным моментом при подготовке к написанию сочинений считаю отбор и систематизацию материалов.
При работе над сочинениями и изложениями эффективным приёмом считаю редактирование, которое направлено на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста.
Работая с черновиком, ученик получает возможность увидеть весь созданный текст, оценить его, внести исправления, убрать лишнее, восстановить пропущенное, исправить ошибки, недочёты. Этот приём работы развивает у детей самостоятельность, творчество.
Важным моментом считаю анализ сочинений и работу над ошибками.
Несомненно, чтобы сформировать высокий уровень речи, необходима повседневная, систематическая работа, как групповая, так и индивидуальная. Развивая интерес к обучению, используя различные виды работ, занимаюсь индивидуально с детьми, у которых плохо развита речь. Считаю, что легче предупредить плохое развитие речи, чем ее потом стараться исправить.
Содержание экзаменационной работы по русскому языку для государственной итоговой аттестации в новой форме направлено на выявление важных коммуникативных умений:
- извлекать информацию из текста, адекватно понимать и интерпретировать её в соответствии с темой, заданным типом речи;
- уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам, аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе содержит два альтернативных творческих задания (С 2.1 и С 2.2).

Выбирая задание С 2.1 - написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений. Этими задачами обусловлена необходимость разработки системы уроков по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Так как написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, то к нему готовлю девятиклассников систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.

Для себя определяю следующие цели:

- обобщить знания по написанию сочинения-рассуждения;

- развивать умение учащихся выстраивать логическую цепочку:

тезис - аргументы - вывод;

- познакомить с приёмами написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и отрабатывать их целенаправленно в системе уроков;

- повторять и обобщать знания по пунктуации, формировать умения и навыки применения их на практике.

Чтобы учащиеся осознанно выполняли задание С 2.1, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, используя методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-м классе (в новой форме), материалы приложения к газете “Первое сентября” (из раздела “Курсы повышения квалификации”), Интернет-ресурсы.

На первом этапе подготовки считаю необходимым знакомство учащихся с критериями оценки задания С 2.1и С2.2. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки.
Важным звеном работы является повторение и чёткое усвоение значения лингвистических терминов, понятий: лингвистика, обоснование, языковое явление, композиционная стройность, пунктуация, функции знаков препинания.

Лингвистические темы сочинений-рассуждений могут быть разными. Чтобы для выпускника на экзамене не была неожиданной какая-нибудь из них, безусловно, учимся писать сочинения на те темы, которые были включены в экзаменационные работы прежних лет. Это, прежде всего, темы о роли знаков препинания в письменной речи.

Учитывая большой объём знаний, необходимых для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, включаю элементы работы по обучению сочинению в уроки в тех классах, где изучаются правила постановки знаков препинания.

Так, в 8 классе в связи с изучением темы “Тире между подлежащим и сказуемым” знакомлю учеников с разделительной функцией тире, а при изучении темы “Вводные предложения и вставные конструкции, выделяемые тире” - с выделительной функцией. Разрабатываю упражнения, способствующие формированию умений обосновывать постановку тире в письменной форме.

Часто учащиеся не видят различия между тире и дефисом и называют их просто чёрточкой. В этом случае провожу различные виды словарной работы на повторение по темам: “Дефис в сложных словах”, “Дефис при приложении”, “Дефисное написание наречий”, а также пунктуационный разбор предложений с тире с целью дифференциации знаний по каждому знаку препинания.

Эти виды работы наиболее эффективны для формирования орфографических навыков, пунктуационных умений и чёткого понимания разграничения “тире” и “дефиса”.

Приведу пример такой работы.

Учащиеся работают по карточкам. Одна группа объясняет написание слов через дефис, другая – правила постановки тире. Или же работа проводится по карточкам с заданием: докажите, что в предложениях чёрточка – это тире, а в остальных предложениях чёрточка является дефисом.

Эта работа направлена на развитие аналитических способностей учащихся и овладение ими системного подхода к изучению материала.

В 9-ом классе провожу повторение правил постановки тире в простых предложениях и простых осложнённых предложениях и, используя метод опережающего обучения, объясняю правила постановки тире во всех видах сложных предложений. Таким образом, у учащихся формируется целостное восприятие материала. Такой подход к подаче материала позволяет ученикам применять полученные знания для решения двуединой задачи – написания грамотного текста и анализа текста. То есть ученик не только знает правило, но умеет применить и объяснить его употребление в письменной речи.
Таким образом, любое языковое явление, изучаемое на уроке, при реализации коммуникативного подхода в обучении русскому языку должно быть рассмотрено с точки зрения его практической необходимости, его выхода на реальную речевую практику. Только тогда языковая тренировка приобретает практически значимый смысл.

После комплексного изучения материала приступаю к обучению написания сочинения- рассуждения о роли знаков препинания, в частности, на тему: “Роль тире”.

Для расширения кругозора учащихся по теме “Роль тире” делаю короткое сообщение о судьбе тире в русской пунктуации, привожу высказывания знаменитых людей о знаках препинания.

“Знаки ставятся по силе разума”, - писал Ломоносов, основоположник русской грамматики.

Знаки препинания это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (К.Г. Паустовский). Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В. Набоков).

Знаки препинания служат нотами при чтении (А.П. Чехов).

Этот фактический материал ученики используют при написании сочинения.

В 9-м классе учащиеся чётко представляют структуру сочинения-рассуждения: Тезис - Доказательства – Вывод

Опираясь на структурную форму рассуждения, даю план работы над сочинением:

Назвать проблему, которой посвящается текст, обосновать её актуальность.

Сформулировать тезис.

Подобрать аргументы, иллюстрирующие две разные функции языкового явления.

Написать вывод-заключение.

Этапы работы над сочинением отрабатываю постепенно.

“С чего начать? О чём писать во вступлении?”. Ответить на этот вопрос затрудняются многие ученики, поэтому даю им под запись цели вступления, комментируя каждую. Понимание этих целей облегчает решение задачи. Используя полученные знания, рекомендации задания С 2.1, план работы над сочинением-рассуждением , ребята написали такие вступления:
“Нужно ли тире на письме? Конечно же, нужно. Антон заявляет, что на письме без знаков препинания обойтись невозможно. Он прав”.
“Нужны ли знаки препинания? Для чего мы учимся правильно расставлять их? Они позволяют правильно понять письменное сообщение, поэтому выполняют важную функцию в речи”.
По требованию третьего критерия оценивания задания С 2.1 сочинение должно обладать “речевой связностью”. Следовательно, учащимся необходимо дать языковые средства связи частей текста и показать способы применения их на практике.
Как же перейти от вступления, в котором сформулирован тезис, к аргументам?

Записываем в тетрадь для подготовки к экзаменам языковые средства связи частей текста.

Средства связи тезиса и доказательств:

-глаголы 1 лица мн.ч. (докажем, найдём, подтвердим, приведём, определим);

-союзы и союзные слова (так как, так что, потому что, поэтому, если, чтобы, для того чтобы и другие);

-вводные слова (например, следовательно);

-синтаксические конструкции (это подтверждается тем, это объясняется тем, это обусловлено тем, из этого следует, это позволяет предположить);

-сложноподчинённые предложения:

-Я разделяю точку зрения Антона, потому что…

уместно использовать вопрос и ответ на него:

-Разве можно не согласиться с Ильёй? Конечно, нет.

Средства связи доказательств и вывода:

-вводные слова (итак, таким образом);

-синтаксические конструкции (в заключение сделаем вывод, в итоге пришли к выводу).

Задание: Дан тезис: “В письменной речи тире выполняет различные функции, поэтому без тире обойтись невозможно”. Напишите доказательства этого тезиса, следуя первому и второму критерию оценивания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Используйте материалы таблицы “Определение роли тире в тексте”, записи по теме “Языковые средства связи частей текста”.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на черновике, затем зачитывают вслух свои варианты. Проводим анализ ответов, исправляем, дополняем их.

Варианты ответов такие:
“Докажем это на примере постановки тире в 33-ем предложении текста. Тире ставится вместо пропущенного глагола-связки между подлежащим и сказуемым и выполняет разделительную функцию”.
“Подтверждением этому является постановка тире в предложениях 7-10, 14-24. Тире необходимо, чтобы отделить реплики тех героев рассказа, которые участвуют в диалоге”.

Весь материал в виде таблиц, схем, конспектов, записей в тетрадях для сочинений находится в идивидуальной папке ученика.

Планируя отдельные уроки по обучению сочинению-рассуждению, стремлюсь к тому, чтобы они были связаны с другими уроками, стараюсь найти способы формирования у учащихся навыков и умений правильного использования языковых средств в устной и письменной речи. Вся работа ведётся индивидуально, с учётом реальных учебных возможностей учеников.

Задание С2.2 – это сочинение - рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Значит основным содержанием такого сочинения будет анализ информации, которая содержится в тексте, осознание явных и скрытых значений, которые автор вложил в слова, словосочетания, предложения.
Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Прочитайте текст, выделите в нем указанный в задании фрагмент.

2. Вдумайтесь в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытый значения всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора.

3. Сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента.

4. Приведите два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента.

5. Подберите из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию.

6. Приводя примеры, используйте цитирование или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения.

7. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод..

Вступление -Сообщение о прочтении текста в выделенном фрагменте

Основная часть -Толкование и комментирование выделенного фрагмента с целью демонстрации правильности понимания его смысла. Доказательство правильности понимания смысла выделенного отрывка путем подбора примеров из исходного текста.

Заключение-Вывод о правильности понимания фрагмента текста.

8.Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

9.Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.
Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление- содержательной».

Отработка части С

при подготовке к ГИА