Главная страница

Негосударственное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа «разум-л»



Скачать 92.28 Kb.
НазваниеНегосударственное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа «разум-л»
Дата16.04.2016
Размер92.28 Kb.
ТипДокументы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА  «РАЗУМ-Л»

Контроль за качеством знаний учащихся для достижения положительного результата обучения

на уроках русского языка и литературы



Из опыта работы учителя

I квалификационной категории

НОУ ОСШ «Разум-Л»

Городнянской Татьяны Николаевны

Москва 2014

Свою педагогическую деятельность я начала в 1979 году в селе Ново-Хреновое Панинского района, куда попала по распределению. Сначала вела начальные классы, а затем перешла преподавать в средних и старших классах.

За время многолетней педагогической работы я выпустила во взрослую жизнь несколько сотен учащихся, из них двадцать медалистов. Многие мои выпускники продолжили обучение в различных вузах страны.

Работая учителем русского языка и литературы в течение двадцати лет, я убедилась, что проверка знаний на уроке является очень важной частью структуры урока. И в зависимости от вида урока система опроса в каждом случае проходит по-разному.

Сначала я немного коснусь основных типов урока, которые я постоянно использую в своей работе.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, подразделяются, на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; практические работы; самостоятельные и контрольные работы.

Чтобы ребятам было интересно и весело во время учебного процесса, я в своей работе использую разнообразные формы и методы активизации детей.

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать".

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз .

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.

- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе, сводятся к следующему:

а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;

б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;

в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать обобщать и сравнивать.

Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи.

При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.

Метод индивидуального опроса позволяет выявить систему представлений и понятий, умение формулировать и высказывать свои мысли данным учеником. Основной вопрос, способствующий выявлению наиболее характерных, существенных сторон изучаемого материала ставится всему классу. Ответ же на него дает определенный ученик.

Дополнительные вопросы помогают выявить глубину понятий и знаний учащимися содержания основного вопроса. Вспомогательные вопросы помогают учащимся дать их мыслям правильное направление. Я стараюсь не прерывать ответ учащегося. Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать руки во время ответа товарища.

По моему мнению, очень важным при индивидуальном опросе является установление связи нового материала с изученным ранее, умение ученика связать его со своими наблюдениями. При этом необходимо учитывать, насколько самостоятельно они проведены и правильно ли сделаны выводы. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных характерных признаков и свойств, выводов и обобщений. Я стараюсь не задавать вопросов, требующих механического пересказывания текста учебника.

Индивидуальный устный опрос позволяет учителю проверить глубину усвоения материала, умение ученика связно, в логической последовательности изложить его. Но с другой стороны, этот вид опроса дает возможность выслушать всего одного-двух учеников, а, это крайне непродуктивно. Поэтому учитель проводит индивидуальный устный опрос в сочетании с другими видами опроса.

При этом в слушание ответа я включаю учащихся всего класса, давая такое задание: внимательно слушать;

задавать вопросы товарищу по тому материалу, который не будет им рассказан;

дополнить и исправить ответ.

Фронтальный устный опрос дает возможность спросить довольно большое количество учащихся, но их ответы будут короткими. При фронтальном устном опросе происходит непосредственный контакт учителя с классом. Когда отвечает кто-либо из учащихся, все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.

Можно комбинировать различные виды опроса, используя при этом карточки. На уроке раздаются карточки 6-10 ученикам. Дети работают с карточками в течение времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время остальные учащиеся работают с учителем. После этого опрос проходит индивидуально: в первую очередь спрашиваю ученика, хорошо знающего предмет, а затем ученика, более слабого по уровню. Это позволяет учителю приучить более слабых учащихся к активной работе на уроке и дает им возможность поверить в свои силы. В классе постепенно подвожу учащихся к тому, что начинать будем с индивидуального устного опроса (после раздачи карточек) – что позволит мне проверить домашнюю подготовку учащихся, а затем переходим к фронтальной работе со всем классом, включая в активную деятельность и тех учеников, которые по каким-то причинам дома материал не доучили.

Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.

Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку я раздаю ученикам вместе с чистым листом бумаги. Вопросы дети не списывают, а только записывают номер карточки.

Второй тип карточек — карточки, в которых содержится по 2—4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изученной теме и поставить отметки. Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность индивидуально подойти к проверке каждого учащегося.

Третий тип карточек отличается от предыдущего вида тем, что требует меньше времени на написание ответа. Условно их можно назвать программированными В этих карточках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые предусматривается в виде выбора правильного ответа, который фиксируется или каким-то значком, например, «+», или написанием отдельных букв.

Особый тип карточек – это карточки, на которых помещены вопросы, помогающие ученикам составить связный рассказ по изученной теме. Такие карточки предлагаются учащимся, которым необходимо время, чтобы сосредоточиться, вспомнить домашнее задание, продумать последовательность рассказа, преодолеть робость. Эти карточки даются 2-3 ученикам в самом начале опроса, ученик 5-7 минут думает (в то время учитель работает, например, фронтально с классом), после чего его вызывают к доске.

В редких случаях могут быть проведены небольшие письменные проверочные работы.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит усвоение материала, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе работы. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

По моему мнению, следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Контроль и коррекцию знаний и умений я осуществляю на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем провожу специальные уроки контроля в виде самостоятельной работы или тестирования, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. На нём я диагностирую уровень усвоения знаний и умений каждым учащимся. Положительную отметку за зачет я выставляю в случае, если ученик справился со всеми заданиями. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то назначаю дату пересдачи, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикую различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн. При их проведении использую различные формы организации деятельности учащихся: зачет в форме экзамена, ринга, конвейера общественного смотра знаний, аукциона . Если учащимся я предварительно сообщаю примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то он называется открытым, в противном случае – закрытым. Чаще предпочтение отдается зачетам открытым с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.

Для проведения зачета из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение учениками каждого задания и итоговые отметки за зачет. Задания готовятся двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых (вместе с основными) необходимо для получения хорошей или отличной отметки.

Каждому ученику (кроме тех, кто выступает в роли консультантов) готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета, как правило, на спаренном уроке ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время я провожу собеседование с консультантами, проверяю и оцениваю их знания, а затем еще раз разъясняю методику проверки заданий, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а я выборочно из разных групп проверяю, в первую очередь, работы учащихся, справившихся с основными заданиям и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается оценка каждого задания выставлением отметок в учетные карточки групп, затем на основе выставленных отметок вывожу итоговые отметки каждому ученику и подвожу общие итоги зачета.

В нашем лицее 6 кабинетов с установленными медиапроекторами, поэтому в своей работе я стараюсь чаще использовать ИКТ. При изучении биографии писателя на уроках литературы привлекаю детей к подготовке к уроку, делаю их соавторами. Одни получают индивидуальное задание – подготовить сообщение об исторической эпохе, в которую жил и творил писатель, другие делают презентации, используя умения и навыки, полученные на уроках информатики. Естественно, предварительно я просматриваю материал, редактирую, корректирую, а на уроке обязательно благодарю ребят за помощь и сотрудничество. Эти авторские проекты они сами демонстрируют на уроке. Я учитываю не только эстетичность, информативность, грамотность и содержательность работы, но и выразительность, артистичность подачи материала. Я практикую такое: если ребёнок с дефектом речи делает презентацию, то другой ученик её озвучивает. В итоге оба получают оценку.

Итак, я очень кратко отразила свой опыт по теме «Система опроса на уроках русского языка и литературы» Я буду рада, если это поможет молодым учителям в их нелёгком благородном труде.