Главная страница

«Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»



Скачать 46.76 Kb.
Название«Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Шнитина М.А
Дата29.08.2016
Размер46.76 Kb.
ТипУрок

Конспект урока музыки в 5 классе
Выполнила:

Шнитина М.А.

учитель музыки ГБОУ №476

Колпинского района

г.Санкт-Петербурга
Раздел программы : «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Цель урока:раскрытие взаимосвязи между различными видами

искусства.
Задачи:-знакомство с новыми музыкальными произведениями

и произведениями изобразительного искусства

-обучение учащихся нахождению ассоциативных связей

между художественными образами музыки и

изобразительного искусства

-развитие музыкальных способностей учащихся

-развитие у учащихся заинтересованности в

самостоятельном осуществлении поиска музыкально-

образовательной информации в сети Интернет

-воспитание у учащихся бережного,уважительного

отношения к женщине-матери.
Музыкальный материал:

1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю»

2.Ф.Шуберт « Ave Maria»

3.А.Новиков , сл.Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир»

4.Чичков,сл.Ибряева «Наши мамы самые красивые»
Ресурсы Интернет:

Презентация к уроку.


Конспект урока
Учитель:Ребята!Образ матери,женщины волновал и волнует всех людей на Земле.Поэты,композиторы,художники посвящают свои произведения этой вечной теме.Сегодня тема нашего урока «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» (слайд №1)
(ученики читают прозу Зои Воскресенской)

«Мама!Самое прекрасное слово на земле.Это первое слово,которое произносит человек и звучит оно на всех языках одинаково нежно.(слайд №2)

У мамы самое верное и чуткое сердце-в нем никогда не гаснет любовь,оно ни к чему не остается равнодушным.(слайд №3)

И сколько бы ни было тебе лет-пять или пятьдесят,тебе всегда нужна мама,ее ласка,ее взгляд.И чем больше твоя любовь к матери-тем радостнее и светлее жизнь»
Учитель:Ребята!А какой видите вы свою маму?

Ученики:нежной,доброй,красивой.

(слайд №4)

Учитель:Давайте закроем глаза,каждый из вас представит свою маму и повторит за мной мелодию: «Милая мама...»

Учитель:Любовь матери человек ощущает с самого момента рождения.А как называется первая песня,которую поет нам мама?(колыбельная)

Сегодня мы исполним вместе с вами замечательную колыбельную,которую написал великий русский композитор П.И.Чайковский.Давайте вспомним,что является отличительной чертой музыки этого композитора?

Ученики:его музыка напевна,песенна.

Учитель:Мы уже начали разучивать «Колыбельную песню в бурю».Давайте вспомним,в какой форме написана эта песня?

Ученики:в трехчастной форме.
Повторение песни:

1 часть-повторение текста(первая строка-поет учитель

вторая строка-ученики)

3 часть-повторение,разучивание окончания.
Исполнение песни:первую и третью часть исполняют ученики,вторую часть исполняет учитель.
Учитель:с очень давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей.Итальянский художник Рафаэль (слайд №5) написал одну из самых прекрасных картин на земле,которая называется «Сикстинская Мадонна»

(слайд №6)В центре,как бы парит,едва касаясь ногами облаков,прекрасная женщина с младенцем на руках.Обратите внимание,какое лицо у младенца,какой у него взгляд?

Ученики:взгляд настороженный,серьезный не по детски.

Учитель:а что мы можем увидеть в глазах матери?

Ученики:глаза очень печальные,но спокойные.(слайды №7,№8)

Учитель:эта женщина несет своего сына,чтобы принести в жертву людям во имя их грядущего счастья.Имя младенца-Христос,а как зовут его маму?(Мария)

Перед ними на картине склонились Святая Варвара и Святой Сикст,отсюда и название картины.

Все латинские молитвы,обращенные к матери Христа,начинаются словами «Аве Мария».Текст этой молитвы много веков вдохновляет композитора.

Великий австрийский композитор Франц Шуберт (слайд №9) написал свою «Аве Мария» на текст Вальтера Скотта.Послушайте перевод первого куплета:

«Аве Мария!

Голос девы слышен из скал.

Моя просьба направлена к тебе.

Мы будем заботиться о тебе,дорогая дева.

Мы будем тебя обо всем просить.

О,матушка наша!

Славься!

Аве Мария!»

Учитель:а теперь послушаем песню Шуберта.Слушая музыку,подумайте,что объединяет картину Рафаэля и музыку Шуберта?(слайд №10)

(слушание песни)

Учитель:красиво музыка звучала?а что у них общего?

Ученики:у них одна тема-трогательная,волнующая,не земная.

Учитель:давайте рассмотрим картины итальянских мастеров,на которых тоже изображены Мадонны с младенцами.(слайды №11,№12)

Учитель:ребята!а кто из вас когда-нибудь был в храме?а есть у нас в православной церкви иконы,на которых изображены Мадонны с младенцами?

Ученики:есть,этим иконам поклоняются православные верующие.

Учитель:вот иконы Казанской Божией Матери(слайд №13),и Владимирской Божией Матери(слайд №14).
Учитель:ребята!а всегда наша страна жила в мирное время?а какая самая страшная война была в 20 веке?(ответы учащихся)

Учитель:в первые дни войны везде были развешены плакаты «Родина-мать зовет»(слайд №15)Какой вы видите здесь мать?

Ученики:решительной,готовой даже с маленьким сыном идти защищать Родину.

Учитель:очень многие погибли на той страшной войне.Много лет прошло с момента окончания войны,а матери все ждут своих сыновей и дочерей(слайды №16,№17)

Учитель:ребята!каким предстает перед нами образ матери на этих картинах?

Ученики:образ трагичный,скорбный.

Учитель:этой теме композитор Новиков посвятил свое произведение,которое он назвал «Ариозо матери»(исполнение песни учителем)(слайды №18,№19)

Учитель:идут годы,вырастают дети,стареют наши мамы,но наша любовь к ним никогда не иссякнет и в знак нашей любви,благодарности нашим мамам давайте исполним песню «Наши мамы самые красивые»(исполнение песни)

Учитель:завершается наш урок,сегодня мы наслаждались с вами,рассматривая картины великих художников,слушая музыку великих композиторов.И все это было посвящено вечной теме материнства.Закончить наш урок мне хочется одним четверостишием:

«Как бы ни манил нас век событий(слайд №20)

Как ни влек бы в свой водоворот(слайд №21

Пуще глаза маму берегите(слайд №22)

От обид,от тягот и забот»(слайд №23)

Учитель:давайте поаплодируем нашим мамам,которые присутствуют сегодня у нас на уроке и скажем им «спасибо!!!»(слайд №24)