Главная страница

Образовательная программа школ и учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения.



Скачать 49.81 Kb.
НазваниеОбразовательная программа школ и учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения.
Дата29.08.2016
Размер49.81 Kb.
ТипОбразовательная программа






Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ

Проблема сохранения здоровья детей и подростков, обучающихся в школе, стоит остро в силу ряда объективных и субъективных причин. Это критическое состояние окружающей среды, социальные факторы развития экономики, уровень жизни семьи как первоначального звена развития ребенка. Примечательно также, что 90% инновационных процессов сводится к углублению и расширению содержания образования и только 10 % - к разработке здоровьесберегающих медицинских оправданных технологий обучения. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

«Здоровое поколение – будущее государства»


Но реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
Образовательная программа школ и учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Это требует особенного бережного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса, внося коррективы в привычную организацию управления. Особого внимания требует роль директора школы в работе с педагогическим коллективом. Только там, где директор действительно направляет и координирует усилия всех педагогов, возможно подлинное единство педагогического коллектива и система формирования здоровой личности учащегося. Директор школы – центральная фигура в работе по оздоровлению учащегося. Через классных руководителей и педагогов он направляет деятельность всех органов оздоровительной системы школы по единому плану.
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности.
Гигиенические показатели, характеризующие урок.
-- Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски)
-- Смена видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и др.)
-- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
-- Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. (не менее трех)
-- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
-- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
-- Физкультурные минутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность
-- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (демонстрация, прослеживание этих связей)
-- Психологический климат на уроке
-- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток
-- Темп и особенности окончания уроков


Для учащихся психологом и логопедом проводятся индивидуальные и групповые занятия. .


В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают
Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.
Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный руководитель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
• Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
• Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
• Повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
• Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
Развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.


Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.

«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский