Главная страница

Опыт работы по созданию развивающей среды для художественно-эстетического и культурологического развития старших дошкольников



Скачать 93.25 Kb.
НазваниеОпыт работы по созданию развивающей среды для художественно-эстетического и культурологического развития старших дошкольников
Дата15.04.2016
Размер93.25 Kb.
ТипДокументы

  1. ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

  2. Морозова Ирина Александровна, Поленчик Ирина Евгеньевна.

  3. Воспитатели высшей категории.

  4. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», детский сад №201«Волшебница»

  5. Юридический адрес: 445051, Самарская область г.о. Тольятти, ул. Степана Разина 53; месторасположение: 445044, бульвар Космонавтов 10, metod201@pdlada.ru.

  6. 89171289392

  7. imorozova63@mail.ru


В прошлом году, приступая к работе в старшей группе, мы решили строить педагогический процесс несколько иначе, чем прежде. И к этому нас подтолкнуло ряд причин: технический прогресс влияет на психику и сознание детей (дети стихийно черпают колоссальный объём информации из СМИ, не подкреплённый комментариями взрослого; идёт пропаганда компьютерных игр), современное общество оказывает воздействие на детей (введение в жизнь иностранных праздников (День Святого Валентина, Хеллоуин и др.) , эмансипация женщин, развитие спорта, туризма, промышленности и др., присутствие в группе детей разных национальностей и рас (татары, башкиры, мордва, айзербаджанцы, корейцы, болгары), в семьях которых царит своя культура и религия), а также Федеральные Государственные требования к дошкольному образованию. Необходимость внесения чего-то нового в образовательную деятельность, расширение рамок, предусмотренных программой "Детство", соответствие нашей работы современному образу жизни, культуре детей и их семей - всё это привело нас к необходимости расширения и обогащения предметной и развивающей среды в группе, к новым способам, приёмам и формам работы с детьми.

Вашему вниманию сегодня мы хотим представить технологии создания развивающей среды для художественно-эстетического, культурологического развития детей старшего дошкольного возраста и наш опыт  по организации продуктивной деятельности детей.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  • расширять кругозор детей, знакомить с различными национальностями и расами, их культурой, традициями и ремёслами; воспитывать уважение ко всем народностям на земле;

  • расширять у детей представления о нетрадиционных техниках в художественной деятельности, возможности использования различных материалов в работе;

  • формировать у детей представление о том, что современная техника создаётся в помощь человеку, а не для его замены;

  • развивать у детей "чувство инициативы";

  • развивать воображение, творческие и практические возможности; развить специфические навыки и умения, связанные с  нетрадиционными техниками;

  • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников; реализации самостоятельной продуктивной деятельности.

В основу нашей работы легли следующие технологии создания развивающей среды: информационно коммуникативные, технологии мастерских, игровые технологии и интеграция.

Рассмотрим каждую из них.
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

В настоящее время современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Информационно-коммуникационные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в группе, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника.

Применение ИКТ (ноутбук, интерактивная доска, CD-проигрыватель, телевизор, фотоаппарат, видеокамера) в предметно-развивающей среде нашей группы

- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

- позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;

- одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальной информация;

- с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.) ;

- способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.

Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде группы очевидны:

- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,

- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.

Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.

2. Игровые технологии.

Образовательный процесс требует от детей большого умственного и нервно-психического напряжения. Как развивать умственную деятельность дошкольников, не нанося вред здоровью? Необходимо большое внимание уделять профилактике укрепления здоровья. Применение игровой технологии обучения – это один из главных секретов хорошего самочувствия детей и высокой активности в продуктивной деятельности. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность.

Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Непосредственная образовательная деятельность часто проходит в виде игры, а результаты продуктивной деятельности используются для игр и оснащения предметной среды группы: изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности, например, конструирование самолетов, корабликов, мебели и посуды для кукол, разных персонажей , изготовление макетов и панно и т.д.
3. Технологии мастерских.

Присутствие в группе детей разных национальностей натолкнуло нас на идею создать мастерские, в которых дети, совместно с воспитателем или самостоятельно могут творить, создавать свои шедевры, используя различные нетрадиционные техники. Одновременно, такие мастерские расширяют кругозор детей, географические познания, интерес к культуре другого народа и уважение к людям, формируются умения и навыки работы с различными материалами.

Например, при работе в японской мастерской, с помощью воспитателей, ИКТ и обогащенной соответственно предметной среды группы, дети знакомились с такими техниками, как оригами - искусство складывания фигурок из бумаги; суми э - традиционная японская живопись тушью. Английская мастерская познакомила детей с искусством квиллинга -создание изображения из бумажных крученых полосочек и скрапбукинга - изготовление открыток, книг из вырезок. Открытие первых двух мастерских вызвало большой интерес у детей и их родителей и в дальнейшем идеи о создании новых мастерских уже шли от них самих. Разнообразие товаров для творчества, доступность просмотра мастер-классов в интернете было сопутствующей подмогой в нашей работе. Дети и их родители буквально "заболели" новыми техниками, фонтанировали идеями о декорациях группы, музыкального зала к утренникам, костюмов; в группе появилось множество поделок, предметов, игр, стендов, сделанных руками воспитанников и их семей. С подачи детей стали создаваться новые мастерские и новые техники, учителями-наставниками уже выступали не только воспитатели, но и сами дети и даже их родители ( Мастерская необычных вещей - использование "умного" пластилина - хэндгам, тканепластика - рисование сырой тканью, поп-ап - объёмные изображения, марморирование - изображение с помощью цветной масляной воды и многое другое). Таким образом, при внедрении в педагогический процесс данных технологий, мы решили ещё одну глобальную на данное время задачу: приобщение родителей к жизни и творчеству своих детей, а также к жизнедеятельности группы.

4. Технология интегрированного обучения.

Потребность в использовании интеграции диктуется ФГТ и объясняется целым рядом причин:

• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

• форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада);

• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества воспитателя.

            Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

В своей работе мы использовали интеграцию таких областей как "Музыка и художественное творчество", "Познание и художественное творчество", "Коммуникация и художественное творчество".

Например, создание произведений для собственной художественной галереи («Птицы нашего края») связано , в основном, с художественной изобразительной деятельностью, чтением художественной литературы и познанием, что позволяет знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства, с животным миром нашего края, создавая различные по тематике и материалам экспозиции. С интеграцией таких областей, как "Познание" и "Художественное творчество" связано собрание различных коллекций для интерактивных музейных экспозиций, создаваемых в  каждой возрастной группе. Творческие работы детей являются обязательной частью музейных экспозиций, таких как "Кошки", "Куклы", "Глина", "Слоны", "Дерево", "Геральдика" и других. Созданные макеты («Скотный дворик», «Планета детства», "Самарская Лука" и др.)   находят своё применение в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Изготовление украшений – сувениров связывает детскую жизнь с  традициями и обычаями нашей страны, региона, других стран ориентирует на художественное оформление пространства группы и целого детского сада. Примерами могут быть пригласительные билеты, афиши, праздничные панно, елочные игрушки и подарки близким, что, опять же, благотворительно влияет на преемственность детского сада и семьи. Создание книг предусматривает изготовление книг на основе рассказов детей или иллюстрированию какого-либо произведения. Работа в данном контексте связывает продуктивную деятельность с  познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма (книга «Азбука»). В нашей группе также  создаются книги экологического содержания: «Как звери к  зиме готовились», «Путешествие в  Африку» и другие. Изготовление предметов для собственного театра подразумевает контекст для разнообразных работ: изготовление декораций, реквизита, элементов костюма, материалов для кукольного театра, например «На цирковой арене», «Щелкунчик» , что перекликается с музыкально-художественной областью.
Таким образом, на основе результатов мониторинга, личных наблюдений, общения с детьми, родителями, узкими специалистами нашего ДОУ, мы пришли к выводу, что работаем мы в правильном и нужном направлении: увеличился уровень способностей и умений воспитанников, улучшился климат взаимоотношений между детьми, воспитателями и родителями, расширился кругозор и спектр практических действий дошкольников, идёт постоянное пополнение и обогащение предметной среды группы за счёт рукотворных предметов, моделей, картин, игр, пособий и т.д., непрерывно раскрывается творческий потенциал всех участников пед. процесса. Естественно, не все наши воспитанники впоследствии станут дизайнерами или художниками, однако, каждый из них сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты, порядка и гармонии.

Литература:
1.  Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.

2. Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/

3. Лазарева, М.В. К проблеме обучения детей дошкольного возраста в системе современного непрерывного образования [Текст] / М.В. Лазарева /Проблемы непрерывного образования: Проектирование, управление, функционирование. Материалы международной научно-практической конференции (21-22 мая 2010 г.; Липецк): в 3 ч. Ч.1.  – Липецк; ЛГПУ, 2010. – С. 162-165. – 0, 34 п.л.