Главная страница

«Организация коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях дома ребенка: от теории к практике»



Скачать 83.27 Kb.
Название«Организация коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях дома ребенка: от теории к практике»
Дата15.04.2016
Размер83.27 Kb.
ТипДокументы

«Организация коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях дома ребенка:

от теории к практике»
Н.В. Боева, старший воспитатель

О.А. Шабаршина, учитель-дефектолог

Филиал № 5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка»

г. Серов
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 1. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. 

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования содержательный раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения должен содержать коррекционную работу 2.

В филиале № 5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка» разработана программа коррекционно-развивающей работы, которая является подразделом образовательной программы. Данный раздел программы обеспечивает интересы детей с ОВЗ, находящихся в доме ребенка. Группа воспитанников с ОВЗ в доме ребенка не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями слуха, зрения, дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы, и дети с комплексными (сложными) нарушениями развития 3.  

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве. 

Основой реализации программы коррекционной работы является психолого-медико-педагогическое сопровождение, которое понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения.

В доме ребенка создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его пребывания в учреждении.

Основными направлениями работы службы сопровождения являются:

  1. Диагностика.

  2. Аналитическая и рекомендательная работа.

  3. Организационная работа.

  4. Консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями).

  5. Профилактическая работа.

  6. Коррекционно-развивающая работа.

Консолидация усилий разных специалистов в области медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с нарушениями.

С целью оказания практической помощи специалистам дома ребенка раздел коррекционная работа включает в себя главу «Обеспечение индивидуализации образовательной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ», в которой содержится обобщенная информация об особенностях воспитанника (диагноз), характерные особенности развития детей с данным диагнозом и рекомендуемые приемы и методы обучения и воспитания.

Мы определили для себя систему индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, включающую формы работы диагностической, коррекционной, профилактической, развивающей направленности:

  • оценка нервно-психического развития детей специалистами дома ребенка;

  • обследование и заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

  • медицинское обследование специалистами ГБУЗ ДКБВЛ НПЦ «Бонум»;

  • наблюдение и педагогическая характеристика воспитателем;

  • организация индивидуальной работы в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах;

  • организация коррекционных, индивидуально ориентированных занятий;

  • общение с представителями волонтерского движения;

  • социализация и интеграция в общество нормативно развивающихся детей;

  • использование специалистами дома ребенка коррекционных технологий;

  • разработка и реализация специальных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

  • проведение мероприятий совместно с привлечением социальных партнеров и т.д.

Специфика организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дома ребенка, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Таким образом, педагоги должны проходить обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

В связи с этим в доме ребенка выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

100% педагогов в 2014 году педагоги пошли обучение:

  • воспитатели: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по образовательной программе «Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в домах ребенка как основа профилактики детской инвалидности и социального сиротства»;

  • учитель-дефектолог: НОУ АНМЦ «Развитие и коррекция» по образовательной программе «Инновационные технологии коррекции речи и мышления у воспитанников домов ребенка как условие их успешной социализации и жизнеустройства».

С целью обмена опытом, повышения профессиональной компетентности по вопросам организации коррекционной работы учитель-дефектолог регулярно принимает участие в научно-практических конференциях различного уровня, выступая с докладами и публикуя статьи в научных изданиях.

Организуется методическая работа: проводятся консультации, мастер-классы, семинары, собеседование с педагогами с целью определения проблемных зон в понимании особенностей планирования воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ и другие формы работы по данной проблеме.

Одним их важных моментов является ежеквартальное проведение медико-педагогических совещаний, на которых медицинский и педагогический персонал группы представляют результаты оценки нервно-психического развития детей:

  • общие сведения о ребенке;

  • диагностические таблицы для обследования ребенка (по эпикризным срокам);

  • профиль развития ребенка;

  • проект плана коррекционных занятий.

По результатам совещания: дается качественно-количественная оценка психического развития ребенка, т.е. определяется группа и степень задержки развития, формируется список детей, направленных на коррекционную работу к учителю-дефектологу; заполняется лист рекомендаций и лист индивидуальной работы по каждому ребенку.

Адекватно организованная ранняя диагностика и комплексная реабилитация и коррекция с первых месяцев и лет жизни, позволяют не только корригировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждать появление вторичных нарушений, снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Огромную роль в реализации коррекционной работы играет учитель-дефектолог, который совместно со специалистами дома ребенка составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу. В ней отражается содержательная педагогическая работа с ребёнком, направленная на развитие возрастных психологических новообразований и коррекцию отклонений в развитии.

Большим плюсом в организации и осуществлении коррекционной работы в доме ребенка является наличие сенсорной комнаты. Сенсорная комната позволяет использовать широкий набор современного высокотехнологичного специализированного оборудования, в условиях которого становится возможным быстрое установление контакта с ребёнком, стимулируется становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность любых коррекционных мероприятий и сокращает срок достижения положительного эффекта. В процессе работы с ребёнком его мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов 4.

Основными задачами коррекционной работы в сенсорной комнате являются:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • стимуляция ослабленных сенсорных функций;

  • коррекция познавательной сферы;

  • активизация речевой деятельности;

  • стимуляция двигательной активности.

Сенсорная комната позволяет гибко приспосабливать оборудование к потребностям каждого ребёнка, создавать индивидуальные программы реабилитации. Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в зависимости от диагноза.

В ходе образовательной деятельности в сенсорной комнате педагоги используют коррекционные технологии: сказкотерапия, приёмы арттерапии, музыкотерапия, ароматерапия, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика, пальчиковая гимнастика и др.

В целях обеспечения коррекционно-компенсаторных условий для полноценного развития детской деятельности в учреждении организована коррекционно-развивающая предметная среда. Реализуя индивидуальный подход, педагоги и медицинские сёстры активно используют оборудование, необходимое для медико-социальной реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Результатом целенаправленной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является положительная динамика в нервно-психическом статусе воспитанников, которая проявляется во всех сферах деятельности ребёнка. Все это способствует более успешной социализации и жизнеустройству детей.
Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Екатеринбург: ИД Ажур, 2014.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург: ИД Ажур, 2014.

  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

  4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – М.: Издательство Аркти, 2008.