Главная страница

«Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе»



Скачать 41.43 Kb.
Название«Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе»
Дата15.04.2016
Размер41.43 Kb.
ТипДокументы

Выступление на пед. совете

Тема: «Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе»

Воспитатель: Стычева А. Т.

ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8

2014 г.

Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближайшего развития”.

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Исходное требование к предметной среде ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целями актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Развивающая предметная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Хорошая развивающая среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Основными методами освоения и оборудования предметной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются следующие выявления сенсорных признаков объектов природы:

  • игры-экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.д.;

  • использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;

  • наличие детской природоведческой художественной литературы;

  • отражение природы в рисунках старших дошкольников;

  • комнатные растения (уход, полив, пересадка);

  • наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);

  • стол для проведения экспериментов;

  • стеллаж для пособий и оборудования.

Оформление в группе центра природы играет большую роль в воспитании детей. Обстановка радует ребенка, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса и, конечно активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой, социумом.

Существуют различные определения развивающей, обучающей среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология. Среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Основные требования к предметной среде (по С.Л. Новоселовой):

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения;

  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общение предметной деятельности, игры);

  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействия с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это побуждает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность, так и развитие детей к ней;

  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: самостоятельном действием его рук (масштаб “глаз-рука”), его росту и предметному миру взрослых.

Данные подходы к организации развивающей среды дают возможность педагогу реализовать личностно-ориентируемое взаимодействие с ребенком, обеспечить безопасность его жизни, создавать условия для развития согласно документам, регламентирующим выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003г.;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010г. №91;

  • письмо Министерства Образования России от 15.03.2004г. №03-51-46ин/14-03 “О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье”;

  • письмо Министерства Образования России от 17.05.1995г. №61/19-12 “О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях” (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”);

  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993г.);

  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989г.);

  • Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).