Главная страница

Основное содержание



Скачать 231.11 Kb.
НазваниеОсновное содержание
Дата15.03.2016
Размер231.11 Kb.
ТипУрок

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 6 «А» классе

(2012 – 2013 учебный год)



ур.

Тема урока

Основное содержание

Основные термины и понятия

Дата проведения

Примечания

план

факт

1-ая четверть



В дорогу зовущие, или литература открывает мир

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Содержание и форма художественного произведения. Автор. Авторская позиция












«В русской песне живет душа русского народа»

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

Устное народное творчество, обряд, обрядовый фольклор












«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин).

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадки.

Афоризм и афористичность












В чём красота и мудрость русского фольклора?  Фольклорный праздник

Урок-»посиделки». Русский фольклор.

Устное народное творчество, обряд, обрядовый фольклор , афоризм и афористичность











«Откуда есть пошла земля русская»





Русская летопись.  «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Древнерусская литература, летопись, сказание












«От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были».

Русская басня. И.И.Дмитриев. слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

Басня, баснописец, мораль, аллегория












«И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова». (М. Исаковский)


И.А. Крылов.  Слово о баснописце. «Листы и Корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Басня, баснописец, мораль, аллегория












«Избави, бог, и нас от этаких судей».

Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Басня, баснописец, мораль, аллегория












«Пушкин есть явление чрезвычайное» (Н.В. Гоголь)

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

Анафора, параллелизм, поэтический образ












Гимн родной природе

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к классному сочинению по стихотворению «Зимнее утро».

Тема, идея, композиция, устаревшая и диалектная лексика, книжные слова, противопоставление












Работа над сочинением

Работа над сочинением по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Тема, идея, композиция, устаревшая и диалектная лексика, книжные слова, противопоставление











"Чувства добрые я лирой пробуждал..."





Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике поэта.

Жанр послания, эпитет, метафора, обращение












Поэты пушкинской поры

Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский. Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…». Художественные средства выразительности, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Развитие понятий о лирике и поэтической интонации.

Лексический повтор, метафора, эпитет, книжные слова, олицетворение, противопоставление, аллитерация, поэтические интонации.












«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить» (А.С. Пушкин)

История систем стихосложения (элементарные сведения). Понятие о стихотворном размере, строфе, стопе, ритме. Двусложные размеры стиха. Ямб, хорей; спондей, пиррихий.

Система стихосложения, стихотворный размер, стопа, строфа, двусложный размер стиха, ямб, хорей, спондей, пиррихий.











«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»





Цикл «Повести Белкина». «Баршня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы. «Лицо» и «маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Повесть, композиция, сюжет, пародия, романтическая тема, тема и мотив, авторская позиция











«Вскипела ссора между нами:
Стрелялись мы». Е.А. Баратынский


Повесть «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Повесть, композиция.










2-ая четверть



Роман о дворянине-разбойнике

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Картины жизни русского барства. Конфликт Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Сравнительная характеристика «Два помещика» (материалы для сочинения)

Роман, герой художественного произведения, конфликт.












«Преобразился» или просто «переоделся» Дубровский?

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Образ Дубровского в черновике и окончательном варианте романа

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

Герой художественного произведения, эпизод, авторская позиция












Романтическая история любви, рассказанная русским писателем

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Композиция, мотив












Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Подготовка к сочинению.

Сочинение.























Контрольная работа

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Вся терминология темы












Одинокий белый парус русской литературы

М.Ю.Лермонтов. слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Композиция, поэтические интонации, противопоставление, параллелизм, метафора, эпитет, обращение, вопросно-ответная форма












«И тихонько плачет он в пустыне».

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. «Утёс», «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Тема, мотивы, композиция, поэтические интонации, антитеза, эпитет, метафора, сравнение












Баллада о трёх пальмах

Восточная баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Баллада












Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики»

Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики»

Цикл, авторская позиция












Из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Цикл, пафос, юмор, пейзаж, портрет, авторская позиция












Почему стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» печатали без последней строфы?

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Ф.И.Тютчев. слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья».

Пейзажная лирика, поэтическая мысль












Природа как мир истины и красоты в поэзии А.А. Фета

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения  «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Пейзажная лирика












Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Работа над сочинением.

Краски и звуки в пейзажной лирике. Сочинение по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Пейзажная лирика, поэтическая мысль, средства выразительности












«Гимн строительной, массовой, творческой народной работе» (К.И.Чуковский)

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

Сюжетная лирика, авторская позиция












Своеобразие композиции стихотворения  Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, особенности поэтических интонаций.

Композиция, диалог, эпиграф, поэтическая интонация










3-я четверть



Трёхсложные размеры стиха

Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий).

Система стихосложения, стихотворный размер, стопа, строфа, трёхсложный размер стиха дактиль, анапест, амфибрахий












Слово о декабристах

Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта.

Историческая поэма, прототип, портрет












 «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н, Лесков).

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. Изображение русского характера.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».

Сказ, авторская позиция, язык художественного произведения, авторская позиция, ирония




















Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша

Работа над сочинением.

Сказ, авторская позиция, язык художественного произведения, авторская позиция












Рассказы Антоши Чехонте

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. Переплетение сатиры и юмора в рассказах писателя.

Юмор, сатира, рассказ












Рассказ «Толстый и тонкий» А.П. Чехова

Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Язык художественного произведения, речь литературного героя, художественная деталь, юмор












«Ни на кого не похожие» герои Андрея Платонова.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль  «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас.

Сказка-быль












«Алые паруса» А.С. Грина

 А.С.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги. Авторская позиция в произведении.

Авторская позиция












«Кладовая солнца»

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Главный герой












«Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Художественный образ, символическое содержание художественных образов












«Великий храм природы»

Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению по теме «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Композиция художественного произведения















Сочинение по теме «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».















Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.















Дети и война

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.















В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Речевая характеристика героя












Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Речевая характеристика героя












В.Г.Распутин. «Уроки французского».\

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени.

Рассказ, сюжет, герой-повествователь












Нравственный выбор

Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению «Нравственный выбор моего ровесника в в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».















Сочинение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Сочинение по теме «Нравственный выбор моего ровесника в в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».















«Тихая» лирика Николая Рубцова

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Николая Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Поэтические средства художественной выразительности












Сколько подвигов совершил Геракл?

Ф.А.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Образ учителя. Юмор и его роль в рассказе.

Художественный образ, юмор










4-ая четверть



«О, как безумно за окном…»

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

C.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике Сергея Есенина.

Обучение выразительному чтению стихотворных произведений

Поэтические средства художественной выразительности, связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении












«Перед весной бывают дни такие…».

А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения

Подготовка к домашнему сочинеиию-анализу лирического произведения.












«Странные» люди в рассказах Василия Шукшина

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Василия Шукшина.

Художественный образ












Сочинение-анализ

Сочинение-анализ лирического произведения (по лирике поэтов, с творчеством которых знакомились в течение года).















Повторение.

Подведение итогов изучения русской литературы. Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа по русской литературе


























«Каким бы малым ни был мой народ…»

Габдулла Тукай. Слово о поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов












Мифы Древней Греции

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Роль мифа в истории и культуре.

Миф, миф и сказка, миф и легенда












«Легенда об Арионе»

Геродот.   Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Миф и легенда.












Поэма «Одиссея»

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Героический эпос












«Маттео Фальконе»

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтические и реалистические краски новеллы. Понятие о новелле.

Новелла












М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие.

Средства создания комического












Военный лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери

А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Притча












Заключительный урок

Выявление уровня литературного развития учащихся.