Главная страница

План словообразовательного разбора



Скачать 290.28 Kb.
НазваниеПлан словообразовательного разбора
Дата06.03.2016
Размер290.28 Kb.
ТипДокументы


Алгоритм работы с частью В.

I. Прочитай задание В1.

 План словообразовательного разбора
      1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
      2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
      3. Указать способ образования слова.
      Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
      Образец словообразовательного разбора
      Зеленоватый 2
      Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
      Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).

Приставочный способ:

Сущ.:

прадедушка, признак

Прил. :

лучший – наилучший

Местоим.:

кое-что, ничто, несколько

Глаг.:

дописать, написать, переписать

Нареч.:

послезавтра, нигде, кое-как
Приставочно-суффиксальный:

Сущ. с -ник, [й`] (е), -ок и пристав.:

наследник, наручники, заураль[й`]е, безделье, побережье, подарок

Нар. с приставками по- и суффиксами –и, -ому, -ему, -ски, -цки:

по-деловому, по-хорошему, по-товарещески, по-турецки
Безсуффиксальный:

Сущ. от прил.:

глухой – глушь

Сущ. от гл.:

повторить – повтор



Суффиксальный:

Гл. образованные от гл.:

рассчитать – рассчитывать, кричать - крикнуть

Сущ. от сущ.:

библиотека – библиотекарь, река – речка

Сущ. от гл.:

бороться – борьба, борец, основать – основание

Сущ. от прил.:

белый – белизна

Прил. от сущ.:

городской – город

Прил. от гл.:

стирать – стиральный

Гл. от сущ.:

телеграф – телеграфировать

Гл. от прил.:

чёрный – чернеть

Нар. от прил.:

горячий – горячо

Сущ. от числит.:

сто – сотня, двое – двойня

Сущ. от нар.:

почему – почемучка, сообща – сообщник
Сложение основ:

Плащ-палатка, главврач, завуч, социально-гуманитарный, тёмно-зелёный, паровоз, нефтепровод, шестигранник, глубокоуважаемый, быстрорастворимый, благодарить
Аббревиатура:

ВУЗ, МГУ, СНГ



II. Прочитай задание В2.

Определи часть речи по таблице. Выучи части речи.

Часть речи

Примеры

Что обозначает

Вопрос

Существительное

Стол, земля, окно, поле, мышь, новость

Предмет, явление

Кто? Что?

Прилагательное

Прилежный, синий, мамин, деревянный

Признак предмета, принадлежность

Какой? какая? какие? Чей?

Глагол

Читать, пробежать, открыть, закрывать

Действие предмета

Что делать? Что сделать?

Наречие

Быстро, вверху, вчера

Признак действия

Как? Где? Куда? Откуда? И др.

Местоимение

Я, мы, ты, вы, он, они,

мой, наш, твой, ваш,

тогда, там, здесь

Указывает на предмет

На признак предмета

На признак действия

Кто? Что?

Чей? Какой?

Когда? Где? И др.

Имя состояния

Больно, жаль, грустно;
жарко, морозно, душно, сыро;

нельзя, нужно, можно

Указывает на душевное состояние человека; состояние природы; оценку действий

Как? Каково?

Имя числительное

Пять, третий

Обозначает число, количество предметов, порядок при счете

Сколько? Который? Скольких?

Причастие

Читающий, прочитавший

Обозначает признак предмета по действию

Какой? Что делающий?

Деепричастие

Свернувшись, глядя

Обозначает добавочное действие

Что делая? что сделав? Как? Каким образом?

Местоимение. Разряды местоимений.


1. Личные:
 я ты, он, она, оно, мы, вы, они.
2. Возвратное: себя. (именительный падеж - нет).
3. Относительные: что, кто, какой, чей, каков, который, сколько.
4. Вопросительное: что? кто? какой? чей? каков? который? сколько?
5. Неопределённые: нЕкто, нЕчто, некоторый, несколько, какой-то, что-либо, что-либо, кто-либо, что-нибудь, кто-нибудь, кое-что, кое-кто, кой-какой, кто-то, что-то.
6. Отрицательные: никто, ничто, нисколько, никакой, ничей, нЕкого, нЕчего.
7. Притяжательные: мой, твой, свой, её и его (если отвечают на вопрос чей?), наш, ваш.
8. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, эти, те.
9. Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
Наречие

а). С пол-, полу- слитно полулежа, вполоборота

но! пол-арбуза, пол-Москвы

б). С приставкой ПО-

на –ОМУ, -ЕМУ, -СКИ, по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи

-КИ, -ЬИ

в). С приставкой ВО-, В- с

порядковыми числительными во-первых, в-третьих

г). С суффиксами –ТО, -ЛИБО,

-НИБУДБ и приставкой КОЕ- что-то, где-либо, кто-нибудь, кое-как

д). Наречия, образованные повторением

слов еле-еле, чуть-чуть, точь-в-точь,

как-никак, подобру-поздорову

е). Приставки с наречием слитно запросто, навсегда, извне

ж). Приставки НА-, В- и собирательные

числительные надвое, вдвое, втроем

НО! по двое, по трое

Суффиксы причастий:

Причастие – самостоятельная часть речи, которая; отвечает на вопросы: какой, что делающий (делаемый); обозначает признак предмета по действию; объединяет признаки прилагательного и глагола: изменяется по родам, числам, падежам, может быть совершенного или несовершенного вида, настоящего или будущего времени.

осенние (какие?) листья

падают (что делают?) листья

желтеющие (какие? что делающие?) листья

Причастие в тексте легко узнать по суффиксам:

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) – суффиксы настоящего времени действительных причастий

-вш-, (-ш-) – суффиксы прошедшего времени действительных причастий

Пример: плачущий, любящий, увидевший, унесший

-ем-, им- – суффиксы настоящего времени страдательных причастий

-анн-, -янн-, -енн-, -т- – суффиксы прошедшего времени страдательных причастий

Пример: читаемый, любимый, указанный, затеянный, израненный, унятый
К служебным частям речи относятся:

Предлог: в, на, за, под, к, около, перед, из-за, из-под, согласно, в течение, несмотря на и др.

Союз: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.

Частица: не, бы, же, ли, ни, разве, неужели и др.

Междометие: ах, ой, бр-р и др.

Служебные части речи не называют предмет, признак, действие, а служат для связи слов в предложении и словосочетании (к ним нельзя задать вопрос в тексте!).

Правописание предлогов

через дефис слитно раздельно

из-за ввиду (= по причине) в деле, в силу,

из-под вследствие (= из-за) в области

по-над наподобие, вроде (= подобно) в смысле

по-за насчет (= о), вместо, внутри в отношении

по-под вслед, навстречу, сверх по мере, в меру

несмотря на по поводу

в течение

по причине

в продолжение

в виде

в отличие

за исключением

в заключение

за счет, в связи

в целях

Союзы.

 По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
      Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, либо, тоже, также, зато, то есть и др.) соединяют однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. Они делятся на несколько групп:
      а) соединительные (и, да (в значении и) и др.), например: 1. С криком в воздухе кружится стая галок и ворон. 2. Полгода снег да снег;
      б) противительные (а, но, да (в значении но), однако, зато и др.), например: 1. Говорит направо, а глядит налево. 2. Комната небольшая, зато очень светлая;
      в) разделительные (или, иль, либо и др.), например: 1. Я или Володя отправляемся в город. 2. Собираемся летом на Кавказ либо в Крым;
      г) пояснительные (то есть, или (в значении то есть) и др.), например: 1. Панты, то есть молодые рога оленей, используются для изготовления некоторых лекарств. 2. Кварц, или окись кремния, — один из самых распространенных минералов.
      Некоторые сочинительные союзы могут повторяться (и ... и, или ... или, либо ... либо), например: 1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. (А. Пушкин) 2. Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.
      Только повторяющимися бывают союзы mo ... mo, не то ... не то (разделительные), ни ... ни (соединительный), например: 1. To солнце скроется, то светит очень ярко. 2. Ни одного огонька не виднелось ни в городе, ни на реке.
      Подчинительные союзы (что, если, когда, чтобы, хотя, как и др.) соединяют части сложноподчиненного предложения. Они делятся на:
      а) изъяснительные (что, чтобы, как будто и др.), например: 1. Пошел Павка к хозяйке и заявил, что уходит домой. 2. Я хочу, чтобы вы почувствовали крепкое пожатие моей руки;
      б) временные (когда, лишь, только, едва и др.), например: Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод. (А. Пушкин);
      в) условные (если, раз и др.), например: Если путник идет по дну долины, он видит горы со всех сторон;
      г) сравнительные (как, будто, словно, точно и др.), например: Жизнь теченье свое изменила, как река изменила русло;
      д) целевые (чтобы, для того чтобы и др.), например: Нам пришлось торопиться, чтобы не опоздать на поезд;
      е) причинные (потому что, так как, оттого что и др.), например: Такая густая трава росла только по берегам, потому что здесь достаточно было влаги;
      ж) уступительные (хотя, несмотря на то что и др.), например: Часов в семь дождь перестал, хотя небо по-прежнему было пасмурное;
      з) следствия (так что), например: Снег все становился белее и ярче, так что ломило в глазах.

Частицы. Понятие, значение, разряды

Частицы – служебные слова, которые придают различные дополнительные смсловые оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов.

Разряды частиц по функциям.

Существуют две основных классификации частиц по функциям.
По сути они мало различаются, но по форме имеют заметные различия.


1)


Формообразующие


пусть, пускай, давай, да, бы

Пусть он расскажет. Почитал бы ты книгу.


Отрицательные


не, ни

Он сегодня не приедет.


Вопросительные


а, ли (ль), не ... ли, неужели, разве, что за, что, что ли, как

Разве он был на собрании? Что это за книга?

Характеризующие признак, действие по результативности или по протеканию во времени

было, бывало, бывает, чуть (было) не, едва (было) не, как, мало не, ну (с инфинитивом), только что не, нет-нет (да) и, так и

Мы, бывало, заходили к нему в гости. Он только что не кувыркался от радости

Модальные
(
вносят в предложение разные значения субъективного отношения к сообщаемому)

а, ведь, вон, вот, всего, всего-навсего, да, еще, же, и, и есть, или, именно, как есть, ли, лишь, ну, оно, просто, прямо, таки, так-таки, те, тебе, только, уж, а то, бишь, благо, будто, было б, вишь, вот и, вот как, вот так, вроде, где, гляди, глядь и, едва ли не, ишь, как не, какое, куда, куда как, ладно, нет (того) чтобы, неужели, никак, ну-ка, ну как, ну уж, поди, прямо, разве, ровно, словно, смотри, так, так и, там, того и гляди, тоже, то ли не, то-то, точно, туда же, хвать и, хорошо, хоть, чисто (прост.), что, что ж, что за, что из того, чтобы, что ли, что ни на есть, чуть ли не, дай, дай-ка, давай-(те), и, всё, де, дескать, единственно, еще, знай (знай себе), и так, и то, исключительно, лучше, мол, на что, нет, но, ну и, однако, так и, тебе, только, то-то, самое, себе, якобы

Знай себе, посматривай вперед. Да славится Ролина! Что за фамильярность! Дай-ка расскажу ему всё.

 2)


Отрицательные


не, ни

Он сегодня не приедет.


Вопросительные


а, ли (ль), не ... ли, неужели, разве, что за, что, что ли, как

Разве он был на собрании? Что это за книга?


Восклицательные


что за, как

Что за фамильярность!


Указательные


вон, вот

Вот как все обернулось.


Уточняющие


именно, точно, почти

Что именно сказал Данил?


Усилительные


все-таки, ведь, только, лишь, же и др.

А ведь он был прав. Он же и выиграл.


Утвердительные


да, точно, так

Да, он сказал правду.

 

Разряды частиц по строению.

По строению частицы бывают простые и составные.

Составные частицы в свою очередь делятся на расчленяемые и нерасчленяемые.

Существует также частицы-фразеологизмы, относящиеся к составным частицам. Они могут быть и расчленяемыми, и нерасчленяемыми.

 Простые частицы.

Состоят из одного слова.
Имеют тесные внешние и внутренние связи с другими классами слов: в них в разной степени присутствуют элементы значений наречий, местоименных слов, глаголов, союзов, предлогов, междометий.

Простые частицы:
а, благо, более, больше, буквально, бывает, бывало, было, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, вот, вроде, всё, всего, где, гляди, да (не в составе формы повелит. накл.), давай(те), даже, дай(те), действительно, единственно, если, еще, знай, и, или, именно, как, какое, куда, ладно, ли, лучше, никак (прост., вопросит.), ничего, нечего, но, однако, окончательно, оно, поди (прост.), положительно, просто, прямо, пусть, пускай, разве, решительно, ровно, самое, себе, скорее, словно, совершенно, спасибо (в знач. хорошо), так, там, тебе, тоже, только, точно, хоть, чего, чисто (прост.), что, чтоб, чтобы, эк, это

 Составные частицы.

Состоят из двух (реже – более) слов:

- двух частиц;

- частицы и союза;

- частицы и предлога

- частицы и глагольной формы наречия.

Расчленяемые составные частицы:

вот бы, вот и, вот так, едва не, как не, как бы не, лишь бы, мало не, пусть бы, скорее бы, так и, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть ли не.

 

Всегда расчленяются:

не ли, не же.

Нерасчленяемые составные частицы:

было б, ладно бы, добро бы, если бы, еще бы,
а то, вряд ли, всего-навсего, просто-напросто, так-таки, то-то, все же, глядь и, уж и, хвать и, далеко не, до чего, и так, и то, как есть, как так, куда как, как-то, как же, как раз, никак нет, навряд ли, отнюдь не, так уж, то ли не, туда же, что ж, что ли.

Частицы-фразеологизмы.

Это слившиеся воедино несколько служебных слов (или служебных слов и изолировавшихся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов), живые отношения между которыми в современном языке отсутствуют. Такие частицы также могут быть расчленяемыми или нерасчленяемыми:

не иначе, не иначе как, нет чтобы, то ли дело, того и гляди, того и смотри, точь-в-точь, что ни есть, что ни на есть.


III. Прочитай задание В3.

1. выдели главное слово;

2. задай вопрос от главного слова к зависимому;

3. определи часть речи у зависимого слова;

4. определи способ связи.

В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
      Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
      Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
      Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
IV. Прочитай задание В 4.

1. выдели грамматическую основу;

2. если в предложении есть только сказуемое, то попробуй подставить подлежащее-местоимение;

3. определи вид предложения.

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых сказуемое выражено личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая (Фет). Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. 1л. и 2л. ед. или мн.ч. наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим, думаем, пишем. Не остуди свое сердце, сынок!

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых сказуемое относится к неопределенному лицу. В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили, я бы ответил согласием.
Безличными называются такие односоставные предложения, в которых сказуемое обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, н-р: Уже светало. Было морозно и ясно. В безличных предложениях называются явления природы (Морозит), физические и психические состояния человека (Мне скучно), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах), модальные отношения (Захотелось есть) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом!), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию), отрицательным словом (Покоя нет).

Назывные – это такие предложения, в которых подлежащее выражено именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Вон звездочка; Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).
VI. Прочитай задание В 5.

1. Выдели грамматическую основу;

2. Найди знакомые тебе суффиксы причастий и деепричастий;

3. Задай вопрос от причастий и деепричастий и найди зависимые слова, выдели границы оборотов;

4. Найди определяемое слово (от него задаем вопрос к обороту или одиночному причастию/деепричастию);

5. Соблюдая условия, поставь знаки препинания.
Причастный оборот.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Сравни:

٨ .с.з .с .о

Падающие на землю листья похожи на конфетти. [~~~~~~~~~~ ] __ ٭сущ. … .

~~~~~~~~~~~~~~~~

.с.о ٨ .с.з

Листья, падающие на землю, похожи на конфетти. ٭Сущ., [~~~~~~~~~~ ], … .

~~~~~~~~~~~~~~~~

Определи, от чего зависит обособление причастного оборота.

Деепричастный оборот.

Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом.

Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала. [_._._._._._._._ ], ====== .

_._._._._._._.__._._._._._. ========

Голубь, увидев детей, взлетел вверх. ———, [_._._._._._._._ ], ====== .

_._._._._._._._ =====

Он что-то писал, наклонив голову. =====, [_._._._._._._._.] .

==== _._._._.__._._._._

Определи, от чего зависит обособление деепричастного оборота.
VII. Прочитай задание В 6.

1. Найди грамматическую основу;

2. Выдели союзы или союзные слова, соединяющие части сложного предложения;

3. Определи вид предложения (ССП, СПП, СБП,ПП);

4. Если предложение сложноподчиненное, то от главного предложения (в котором нет подчинительных союзов) задай вопрос к зависимому предложению (в котором есть подчинительные союзы);

5. Соотнеси вопрос и союз с таблицей.

Виды придаточных.

Вид

Вопросы

Союзы

Союзные слова

Указательные слова

Определительные

Какой? чей?



Какой, который, каков, чей, кто, что, где

Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой

Изъяснительные

Вопросы падежей

Что, чтобы, как, будто, как будто, словно

Кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько

То, тот

Обстоятельственные

Места






Где, куда, откуда


Там, туда, оттуда, везде, всюду

Обстоятельственные

Времени

Где? Куда? Откуда?
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени?

Когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем







Сравнения

Как? Насколько?

Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем – тем




Так, настолько

Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?

Что, чтобы, как, как будто, словно, точно

Как, насколько

Так, такой, таким образом, настолько

Цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы




Для того, затем, с тем

Условия

При каком условии?

Если, когда, кабы, ежели, коли, как скоро




В том случае, тогда

Причины

Почему? Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что





Потому, оттого, ввиду того, вследствие того

Следствия

Что из этого следует?

Так что





Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то, что

Пусть, пускай








VIII. Прочитай задание В 7.

1. Прочитай заданное предложение вместе с предшествующим, иногда вместе с несколькими предшествующими (номера этих предложений обычно указаны в формулировке задания), сопоставь их, найди информацию, которая повторяется, и определи способ передачи информации в каждом последующем предложении;

2. Вспомни средства связи предложений в тексте;

3. выполни задание с помощью опорного материала.
Лексические средства связи предложений в тексте:

1) лексический повтор — это повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы. Например:
Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака.

2) синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность. Например:
На снимке Брестская крепость. Вернее, только ее малая – центральная – часть. Мысленно надо продолжить и замкнуть кольцом двухэтажный кирпичный пояс казарм (контекстный синоним). Разрушенная церковь-клуб стоит в центре почти двухкилометрового кольца цитадели.
Художники, выписанные из Антиохии, изобразили, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

3) использование антонимов.
Например:
Один был высокого роста, другойроста низкого.
Морфологические средства связи предложений в тексте:

1) единство видовременных форм – употребление глаголов одного вида и одного времени подчеркивает временную точность текста. Например:
Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до нее закоченевшими руками.
Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.

2) местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, – широко распространенное средство связи.
Например:
А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

3) использование союзов, частиц, вводных слов, выступающих средствами связи внутри предложений, они могут быть и средствами связи всего текста.
Например, вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью.
Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может.

4) наречия со значением времени и пространства позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста.
Например:
Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами.
IX. Прочитай задание В 8.

1. Вспомните отличительные особенности изобразительно-выразительных средств к заданию В8 (см. теорию)

2. Определите, какие средства выразительности соответствуют данному заданию.

3. К каждой части задания есть пояснения (синтаксические средства, тропы, приемы, лексические средства), найди их и соотнеси со слайдами.

4. Для выполнения задания используй слайды.
Изобразительно-выразительные средства языка.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие -  женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой», «орёл», «мудрец»…).

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. («Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,  дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?» В.Маяковский.)

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. («Слуга влиятельных господ, с какой отвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот» Ф.И. Тютчев)

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) -  троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.. («Поэзия – та же добыча радия… Тысячи тонн словесной руды». В. Маяковский)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). («Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит...» А.С. Пушкин.)

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ – («Глаза у судьи словно пара жестянок»)

ОКСЮМОРОН (оксиморон) (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, мёртвые души, белая ворона, убогая роскошь…)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). («Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые?» А.К. Толстой)

ПЕРИФРАЗ(А) (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев», «город на Неве» - вместо «Петербург» и т.п).

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части  вместо целого  или наоборот. («Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» М. Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». (« Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…» А.С. Пушкин) Сравнения бывают прямые, отрицательные («Не ветер бушует над бором…»), развёрнутые («Я помню чудное мгновенье! Передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты» А.С. Пушкин.)

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -  образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «мимолётное виденье»). («Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком» С.Есенин.) Эпитеты бывают постоянные (в фольклоре – добрый конь, красна девица, лебедь белая), изобразительные и лирические – содержащие авторскую оценку.

Звукопись

ЗВУКОПИСЬ – это художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.д.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн…»; «Полночной порою в болотной тиши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» К.Бальмонт.)

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков. («О весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!» А. Блок)

Стилистические фигуры

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АМПЛИФИКАЦИЯ - стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений с целью усиления выразительности высказывания («Берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую»).
АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. («Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!» Н.А. Некрасов.)

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин). («Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен» А.С. Пушкин.)

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. («Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - всё будет так. Исхода нет» А. Блок.)

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. («Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым.» С. Есенин.)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут» А. С. Пушкин.) Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРОНОМАЗИЯ (парономасия) - стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов («Леса — лысы, леса обезлосели, леса обезлисели», «он не глух, а глуп»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце. («Выходит Пётр. Его глаза / Сияют. Лик его ужасен./ Движенья быстры. Он прекрасен, / Он весь, как божия гроза» А. С. Пушкин.)

ПЛЕОНАЗМ - стилистический прием, усиливающий смысл сказанного («грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву».)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур; такое построение речи, гл. обр. поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.В. не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. («Кто хоть раз не бранивал станционных смотрителей?» А.С.Пушкин)

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью: («Да, так любить, как любит наша кровь Никто из вас давно не любит!» А. Блок.)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, Р. о. носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. («А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов…» М. Лермонтов.)

СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ЭЛЛИПС(ИС) (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. («День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты?... Ты в меня!» Г. Гейне.)

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. («Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в гости...» А. С. Пушкин)