Главная страница

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества. Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной



Скачать 66.03 Kb.
НазваниеПознавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества. Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной
Дата15.04.2016
Размер66.03 Kb.
ТипАнализ

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К.Д.Ушинский.

1. Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая его?

На мой взгляд, возможности использования наследия русского народа в познавательном развитии дошкольников изучены со всех сторон, но все реже и реже стали они встречаться в активной речи. Хотя точно установлено: познавательная активность высока тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, а также в процессе его ежедневной деятельности.

Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить но­вичка, успокоить не в меру «расходив­шихся» малышей могут помочь пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Анализ народных текстов показывает, что данные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к развитию познавательной активности через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов подтолкнуло меня к мысли о проведении данной работы, целью которой является:

систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей.

Таким образом, организуя жизнедеятельность де­тей третьего года жизни, я реализую следующие задачи:

  • поддерживать у детей естественное желание исследо­вать предметы, объекты и явления ближайшего окруже­ния;

  • накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности;

  • уделять особое внимание формированию связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность по средствам малых фольклорных форм;

  • формировать предметно-игровую среду для активизации познавательно-творческой деятельности.

Ведущая роль воспитателя заключается в постоянной демонстрации детям интереса к окружающим предметам и желанию познавать их свойства. Здесь и приходят на помощь малые формы фольклора, при выборе которых я опираюсь на следующие принципы:

  • Доступность содержания детям младшего дошкольного возраста;

  • Познавательная и нравственная значимость;

  • Возможность формирования на их основе умения “чувствовать” окружающий мир.


2. За два года жизни ребенок приобрел огромное коли­чество знаний. Его мир — это отдельные, конкрет­ные, реальные объекты и предметы, между которыми практически отсутствуют связи и зависимости. И поэтому, исследование происходит доступным ему способом — с помощью анализаторов и манипулирования с объектами: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». А малые формы фольклора дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в доступной ребёнку форме обучать его. Опираясь на данный принцип, я выстроила свою работу в следующих направлениях: использование малых форм фольклора в режимных моментах и на прогулке, в организованной занятийной деятельности.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Поэтому, в работе с детьми, я всегда читаю наизусть колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Жизнь малышей - это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры.

Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоцио­нальный контакт с детьми в адапта­ционный период, а ребенку — войти в новый, непривычный для него, а потому «таящий угрозу» мир детского сада. Непросто, но задача облегчает­ся, если воспитатель умело использует потешки для новичков.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий;

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Любой воспитатель понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна “вернуться” в реальный мир как можно спокойнее? Русский человек позаботился и об этом. Ведь колыбельная песня пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда начинаешь петь, дети, даже не понимают многие слова, слушают, успокаиваются и засыпают.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Ну вот, наконец, дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Пропал аппетит - не страшно.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Время гулять! Но сначала – одеваться. Пора уже учиться делать это самостоятельно. Кажется трудным. А вот с потешками легко и весело.

Наденем сапожки.

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Вот так хорошо.

Вышли на прогулку! Самое время наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой!

Ой, ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Как по этой по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

Разыгралась непогода! Не беда – у нас есть целый мир – “мир за окном”. Он притягивает и зачаровывает малыша.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Незаменим фольклор и при организации игр.

Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Большинство потешек и прибауток создавалось в процессе труда и быта в природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видам деятельности, на занятиях по физическому развитию.

Работа с детьми продолжается второй год. В самом начале пути возникла сложность при использовании литературы. При подготовки к занятиям, планируя совместную деятельность, ежедневно приходилось перелистывать несколько книг, чтобы найти нужную потешку или поговорку. Это подтолкнуло меня к созданию сборника малых фольклорных форм, который активно используется в работе. Весь материал, представленный в нем, систематизирован в соответствии с:

  • Психофизиологическими особенностями детей данного возраста;

  • Видами малых фольклорных жанров (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные, заклички, игры);

  • Тематикой данных форм (для проведения режимных моментов, игровые потешки, пальчиковые игры, подвижные игры).

Также создана картотека подвижных игр для первой и второй младших групп, в которой учтены возрастные особенности детей и их потребность в физической активности.

В мае этого года в группе было проведено итоговое занятие «Жили у бабуси», на котором дети рассказывали о домашних животных с помощью потешек и прибауток. Благодаря таким особенностям фольклорного материала, как ритмичность, насыщенность движением, игрой слов, удалось достичь речевого взаимодействия с каждым ребёнком, дети охотно подражали крикам и движениям животных, охотно включались в игру. А дети, которые не разговаривали, придя в детский сад, не только заговорили, но заговорили «стихами», ведь каждый день они слышали художественное слово. Это тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшее постижение, и тайн природы, и величия человеческого духа.

3. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Так же данная деятельность была высоко отмечена и родителям. Они были приятно удивлены, когда спустя пять месяцев, на совместном развлечении, их дети предстали перед ними в образе героев русской народной сказки. Совсем недавно они были маленькими и беспомощными, а здесь читали потешки, пели песенки и охотно демонстрировали свои подражательные способности. И всё это благодаря народным сказкам, колыбельным, потешкам, песенкам, которые погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, оказывающий врачующие влияние на детскую душу. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей малыша, побуждает к подражанию, совершенствует ум и облагораживает сердце ребёнка.

4.

5. Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Н.Елисеева.-4-е иэд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1982.-с. 4.

Стрельцова Л. Учите детей родному языку// Дошкольное воспитание №9.-с. 94.

Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык// Дошкольное воспитание №11.-с.77.