Главная страница

«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии как метод развития навыков смыслового чтения»



Скачать 120.11 Kb.
Название«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии как метод развития навыков смыслового чтения»
Дата29.02.2016
Размер120.11 Kb.
ТипЗадача


МКОУ «Суховская средняя общеобразовательная школа»

«Применение технологии развития критического мышления

через чтение и письмо на уроках биологии как

метод развития навыков смыслового чтения».


Учитель химии и биологии

Синяткина

Наталья Александровна

Сухое

2014

Содержание
1. Актуальность..................................................................................................3 стр.

2. Теоретическая часть.......................................................................................4 – 6 стр.

3. Представление опыта.....................................................................................7 – 8 стр.

4. Заключение.......................................................................................................9 стр.

4. Список литературы…………………………………………………………..10 стр.

Актуальность.
Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Основным условием развития образования сегодня становится его личностно - ориентированная направленность. Реализация личностно - ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявлять личностные функции (искать смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам, своим действиям).

Задача учителя заключается не только в необходимости формирования знаний и умений, но и обеспечении возможностей для становления и развития личности.

В решении этих вопросов может помочь использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель:

- совершенствование навыков смыслового чтения на уроках биологии с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Задачи:

    • изучить особенности данной технологии с помощью информационных источников;

    • показать эффективность работы с текстами при решении учебных задач;

    • развивать интерес учащихся к чтению.


Теоретическая часть

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).
В широком смысле слово читать понимается, как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле.  Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение  технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология – один из способов превращения учения в личностно - ориентированное. Она предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Работая в режиме ТРКМ, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков. Технология развития критического мышления ставит целью воспитание свободной, критически мыслящей личности, дает возможность личностного роста, развитию индивидуальности.
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна в России с 1997 года, её используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
Основа технологии:

- трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).
I. Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения;
II. Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения;
III. Рефлексия:
- размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- рождение нового знания;
- выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»);
Многими учителями замечено, что отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им самим целей, подразумевая, что эти цели будут приняты учащимися как собственные. ТРКМ предусматривает необходимость дать возможность самому ученику поставить цели обучения, что мы усваиваем лучше всего, ту информацию, о которой мы что-то знаем, что легче принять решение, тогда, когда мы делаем то, что согласуется с имеющимся опытом.
На стадии вызова важно:

- свободное высказывание своей точки зрения без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;

- фиксация всех высказываний;

- сочетание индивидуальной и групповой работы для актуализации собственных знаний и знакомства с альтернативными (некоторым учащимся легче озвучить свои мысли в группе, чем сразу учителю).
Роль учителя на стадии вызова заключается в том, чтобы стимулировать учащихся к актуализации того, что они уже знают по изучаемой теме, фиксации и систематизации информации. При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации.
На стадии осмысления содержания:

    • учащиеся вступают в контакт с новой информацией.


В процессе реализации этой стадии главная задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес учащихся в продвижении от «старого» знания к «новому». Для осмысления содержания можно зачитывать наиболее сложные места параграфа, отмечать важное, больше использовать приемы стимулирования внимания (проблемные вопросы, интересные факты, иллюстрации, схемы).
В процессе индивидуальной работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи.
На стадии рефлексии:
- происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

- идет рефлексия своего процесса учения.

- для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

- выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
Цель этапа:
- формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

- развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Использование технологии развития критического мышления

на уроках биологии.
Стадия вызова
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» предполагает работу с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие - то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока (что я хочу узнать?), для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. (слайд 5)
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. (слайд 6)
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. (слайд 7)
Прием «Кластер»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученикам предлагается в течение 2 - 3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. (слайд 8)
Прием «Ассоциации»
Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока. (слайд 9)
Прием «Собери текст»
Данный прием можно использовать на стадии осмысления содержания.

Цель приема: выявление во время чтения смысловых связей между отдельными высказываниями и языковых средств выражения этих связей.

Учащимся предлагается либо восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связанный текст (тему текста можно сообщать, а можно этого и не делать — тогда сложность задания повышается), либо внести в текст те или инные коррективы. (слайд 10)
Прием «Логическая цепочка»
По теме «Нервная и гуморальная регуляция» в 8-ом классе на этапе рефлексии можно использовать схему, показывающую взаимосвязь между нервной и гуморальной регуляцией. Учащиеся составляют ее самостоятельно (можно в парах) и результат обсуждаеся всем классом, создается конечный вариант цепи. (слайд 11)
Презентация прилагается.

Заключение.

Применение текстов педагогом на уроках и во внеурочной деятельности мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и преобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создает атмосферу радости, сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС — развить важнейшую компетентность личности школьника — умение учиться.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новые знания с уже имеющимися представлениями. И мне кажется, приемы этой технологии как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам, поэтому работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Список литературы

Печатные издания
1. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.

2. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

3. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.

Пособие для учителя. – М.,2004.

4. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О.

Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

5. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное

образование, 1998. – 256 с.

6. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии /

С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.

Интернет-источники

1. http://lib.1september.ru/2004/21/17.htm Ученик-исследователь. Учебная стратегия

«Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после».

Использование графических и визуальных форм представления информации

2. http://ps.1september.ru/2001/03/6-4.htm Вопросы и ответы после занятия

3. http://www.ug.ru/issues07/?action=print&toid=1659 Стратегии технологии

РКМЧП «З-Х-У» и «Инсерт»

4. http://www.evolkov.net/questions/6.quest.2.html Шесть вопросов - море ответов.

5. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ

6. http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm Основы образовательной технологии

развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

7. http://lib.1september.ru/2004/22/13.htm Групповые и парные формы работы.

Стратегия «Зигзаг»

8. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200208419 Искусство задавать вопросы.

9. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312 Шум в классе: помеха или

новая возможность?

10. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200308318 Чтобы узнать – нарисуй.

11. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200203617 Уроки с оглядкой (о приемах

на стадии рефлексии)