Главная страница

Профилактической работы по оздоровлению



Скачать 159.35 Kb.
НазваниеПрофилактической работы по оздоровлению
Дата15.04.2016
Размер159.35 Kb.
ТипДокументы


БДОУ г.Омска «Детский сад № 351 Комбинированного вида»

П Р О Г Р А М М А

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ

ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «БУДЬ ЗДОРОВ»
Составила:

Воспитатель 1 младшей группы

Слишанова О.А.

Омск 2012
В учебном году воспитателем 1 младшей группы решаются следующие цели и задачи:

Цель: создать психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс в тесном контакте с родителями.

Задачи:

1. Развитие социальных и коммуникативных навыков у детей;

2. Снижение психо-эмоционального напряжения часто болеющих детей;

3. Физическое развитие детей;

4. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей.

Основные направления деятельности:

Психологическое:

- улучшение психо-эмоционального состояния детей;

- снятие психологической напряженности;

- развитие коммуникативных умений;

Профилактическое:

- решение реабилитационных задач всеми средствами физической культуры;

- предупреждение острых респираторных вирусных инфекций и острых респираторных заболеваний методами неспецифической профилактики;

- соблюдение единых требований к режиму детей дома и в дошкольном учреждении;

- формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки;

- обеспечение родителей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.
Календарно-перспективное планирование работы с родителями

в 1 младшей группе детского сада на 2012-2013 учебный год

Срок

Тема

Проводимые мероприятия

Сентябрь

Здравствуй,

детский сад

Адаптационные мероприятия с вновь поступающими детьми

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»: режим дня, расписание НОД, возрастные характеристики детей, консультация для родителей

«Ребенок поступает в детский сад»

«Уголок здоровья»:

Консультации для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»,

Информационный лист:

- «Физическое развитие детей»

- «Закаливающие и профилактические мероприятия в детском саду»

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.

Октябрь

Я в мире

человек

Групповые родительские собрания:

«Адаптация ребенка в детском саду»

«Задачи воспитания и обучения на учебный год. О здоровом образе жизни»

Анкетирование родителей

Оформление уголков для родителей по тематике осенних праздников.

«Уголок здоровья»:

Консультация «Без лекарств и докторов»

Ноябрь

Мой дом

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»:

Консультация для родителей «Как правильно общаться с детьми», «Если ваш ребенок застенчивый»

«Уголок здоровья»:

«Как накормить ребенка»

Оформление праздничной газеты, посвященной Дню матери.

«День именинника» в группе для детей, родившихся осенью

Декабрь

Новогодний

праздник

Оформление уголков для родителей:

«Играйте вместе с детьми»,

«Как организовать праздник для детей» (советы для родителей)

«Уголок здоровья»:

Выставка литературы и статей на тему «Профилактика нарушения осанки», «Профилактика плоскостопия»

Оформление уголков для родителей по тематике зимних праздников.

Помощь родителей в изготовлении новогодних костюмов детям, оформление групп, постройка зимнего городка на участке, изготовление игрушки, открытки и экибаны на выставку.

Новогодний праздник

Январь

Зима

Оформление уголков для родителей:

Консультация для родителей «Растем, играя!»

«Уголок здоровья»

«Зимние игры и развлечения»

«Как уберечься от простуды»

Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды по физической культуре

Неделя зимних игр и забав с участием родителей


Февраль

Защитники

Отечества

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»:

«Растим будущего мужчину»

«Уголок здоровья»

«Основы правильного питания»

Фотовыставка «Наши замечательные папы»

«День именинника» в группах для детей, родившихся зимой

Март

Мамин день

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»:

«Растим будущую женщину»

«Уголок здоровья»:

«Как предупредить весенний авитаминоз»


Апрель

Май

Весна

Наши

достижения

и успехи

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»:

«Учить ребенка любить и беречь природу»

«Уголок здоровья»:

«Как уберечь ребенка от травм»

Итоговое групповое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей»

Оформление наглядной агитации

«Уголок для родителей»:

«Что должен знать и уметь выпускник младшей группы»

«Уголок здоровья»:

«Как организовать летний отдых детей»

«День именинника» в группах для детей, родившихся весной.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.


Стратегический план оздоровления детей

Охрана психического здоровья в течение всего года

Содержание

Периодичность

выполнения

Срок

Организация жизни детей в адаптационный период, создание

комфортного режима и доверительных отношений.

ежедневно

в течение года


Проведение непосредственно-образовательной деятельности по адаптации детей по приходу после болезни

в день прихода детей в группу

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

ежедневно

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, физминутки

Ежедневно несколько раз в день


Оздоровление фитонцидами

Чеснок, лук в свежем виде

Чеснок, лук в суп

ежедневно во время обеда

с октября по апрель

Чеснок в чесночницах у каждого ребенка на шее

ежедневно замена чеснока


Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка


Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует

сезону года)

ежедневно


в течение года

Прогулка на воздухе

ежедневно 2 раза в день

Хождение босиком по дорожке здоровья (солевая, коррегирующая)

Ежедневно после

дневного сна



Тематическое планирование совместной деятельности

для адаптации детей после перенесенного заболевания




Тема совместной

деятельности

Цель

Время

проведения

1.

Кошка и котята

Снятие тревожности у ребенка в первый день посещения группы после перенесенного заболевания

10 мин.

2.

Мячик

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, повышение эмоционального тонуса

10 мин.

3.

Прогулка с сказочный лес

Сплочение группы, развитие эмпатии, снятие психо-эмоционального напряжения

10-15 мин.

4.

Мыльные пузыри

Снятие эмоционального напряжения и агрессии

10 мин.

5.

Мышка и мышонок

Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера

15 мин

6

Мамин день

Оптимизация детско-родительских отношений к маме

10 мин

7

Колобок

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам

сотрудничества

10 мин


Профилактический компонент программы предусматривает организацию в группе часто болеющих детей оздоровительного режима. В нем учитываются не только коррекционная направленность, но и специфика сезона (осенне-зимний, зимне-весенний, летний). Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные мероприятия.
Оздоровительный режим для детей 1 младшей группы в детском саду



7.00-8.00

Прием детей совместно с медсестрой; индивидуальная «минутка общения»;

игры на развитие сенсорики

8.00-8.05

Утренняя гимнастика с включением упражнений на дыхание

8.05-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.40

Самостоятельная деятельность

8.40-9.10

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.10-11.20

Подготовка к прогулке, прогулка. Игры с природным материалом

(песок, листья, снег), подвижные игры, наблюдения, индивидуальная работа по ФИЗО

11.20-11.45

Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, «ласковая минутка»

11.45-12.30

Обед

12.00-12.30

Подготовка к дневному сну

12.30-15.00

Дневной сон

12.30-15.00

Дневной сон в трусиках и маечках при температуре 18 С

15.00-15.15

Постепенный подъем, зарядка с включением упражнений на дыхание, закаливание

солевые и коррегирующие дорожки; воздушные и водные процедуры

15.15-15.25

Полдник

15.25-16.15

Самостоятельная деятельность, двигательные упражнения

15.45-16.15

Организованная самостоятельная деятельность (по подгруппам)

16.15-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка

17.30-18.00

Оздоровительный час

18.00-18.30

Ужин

18.30-18.40

Чтение художественной литературы

18.40-19.00

Самостоятельная деятельность, уход домой


Циклограмма оздоровительных мероприятий в течение дня


Название

мероприятия

Содержание

и методика

Результаты

1

2

3

Создание гигиениче-

ских условий

Проветривание, обеззаражи-

вание, аэрация воздуха по

графику, влажная уборка,

соблюдение санирарно-эпи

демиологического режима

Сохранение здоровья

Утренний прием

Опрос родителей о состоянии

здоровья ребенка дома, ос-

мотр кожных покровов, тер-

мометрия. Закладывание в

нос оксолиновой мази. Чес-

ночные бусы

Профилактика забо-

леваний. Профилак-

тика простудных за-

болеваний. Натуропа

тия ( повышение со-

противляемости организма)

Подготовка к приему

пищи

Умывание, мытье рук

Закаливание

Питание

Четырехразовое питание, кало-

рийное, рациональное, сбалан-

сированное, полноценное, раз-

нообразное

Рост и развитие орга-

низма, повышение

адаптивных сил

Воспитание полез-

ных привычек

Умывание после кормления,

высаживание на горшки, мы-

тье рук

Закаливание

Утренняя гимнастика

под музыкальное

сопровождение

Эмоциональный комфорт,

двигательная активность,

дыхательная гимнастика

Физическое развитие

Организованная образо-

вательная деятельность

ность (музыка; физичес-

кая культура; познание;

коммуникация; худо-

жественное творчество)

- с первой подгруппой

детей

Эмоциональный комфорт,

познавательная деятельность,

двигательная активность,

дыхательная гимнастика,

пальчиковая гимнастика

Физическое, психиче-

ское развитие

Самомассаж, дыхательные

упражнения с детьми второй подгруппы

Под контролем помощника

воспитателя

Укрепление здоровья

Прогулка

Одевание в зависимости от

погодных условий, наблюде-

ние. Игры; физические уп-

ражнения, дыхательная гим-

настика

Повышение адаптив-

ных сил. Всесторон-

нее развитие и воспи-

тание (физическое,

психическое, соци-альное, экологическое, нравственное,

эстетическое)

Сон

Проветривание, обеззаражи-

вание воздуха спальной ком-

наты по графику, подготовка

постели, укладывание детей,

аутогенная тренировка, колы-

бельная песенка, соблюдение

тишины, подъем по мере

просыпания

Повышение адаптивных сил ребенка. Естественный отдых

организма, поддержи-

вающий нормальную

жизнедеятельность

Закаливающие про-

цедуры

Хождение по мокрой дорож-

ке, сухой модульной дорожке.

Повышение адаптивных сил

Гимнастика после

сна

Пробуждение, подготовка

организма к активной дея-

тельности

Укрепление организма

Самостоятельная

деятельность детей

Игра, предметная деятельность

ориентированная на зону бли-

жайшего развития (игровую

деятельность), двигательная

активность (подвижные игры,

физические упражнения),

ознакомление с окружающим

Физическое, психиче-

ское развитие (фор-

мирование различных

видов восприятия).

Сенсорное развитие

Подмывание, пере-

одевание

По необходимости в течение

дня

Воспитание основ

здорового образа

жизни (полезные при-

вычки). Закаливание

Уход детей домой

Взаимодействие с родителями

по проблемам здоровья детей.

Повышение правовой, психо-

лого-педагогической культу-

ры родителей

Формирование здоровья детей


Заключение

Главной целью дошкольного образования должно стать обучение и воспитание здорового ребенка. Именно в этом направлении должны планомерно осуществляться оздоровительные и профилактические мероприятия, основанные на соблюдении санитарно-гигиенического режима. Программа профилактической работы предусматривает оптимизацию процесса здоровьесбережения дошкольников, выявление его оптимальных форм с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, воспитатели, медицинская сестра, психолог, администрация).

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Опыт работы образовательных учреждений по здоровьесбережению показывает, что без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью. Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья у детей в течение всего учебно-воспитательного процесса в тесной взаимосвязи с родителями.

Программа деятельности воспитателя по организации профилактической работы с часто болеющими детьми и их родителями «Будь здоров!» позволит снизить заболеваемость детей раннего дошкольного возраста, повысить положительное психо - эмоциональное состояние детей, снизить риск болезненной адаптации к условиям дошкольного учреждения после болезни, а так же позволит расширить знание взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья, усвоить знания об основных способах и методах укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья членов семьи.

Список литературы

1. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа

Здоровья, 1995. - №3.

2. Бахарева К.С. Психологическая реабилитация в детском возрасте //

К.С.Бахарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 252 с.

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

- 157 с.

4. Галанов А.С. Игры, которые лечат ( для детей от 1 года до 3 лет). – М.:

«ТЦ Сфера», 2006. – 96 с.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе

детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96 с.

6. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности

для детей раннего возраста // О.Г.Жукова. – М.: Айрис-Пресс, 2006.- 96 с.

7. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Печора К.Л.,

Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г. – М.: Просвещение, 1986 г., 218 с.

8. Здоровый ребенок – в здоровом социуме: Научно-практический сборник

Инновационного опыта / Авторы-составители: И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева,

И.Ю.Соколова. – М., Ставрополь: Илекса: сервисшкола,1999. – 320 с.

9. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий

М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

10. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /

Под общ. Ред. Широковой Г.А. – Ростов -на –Дону: Феникс, 2009. – 222 с.

11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная програм-

ма дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 -336 с.

12. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа

Оздоровления детей раннего возраста. М., 2006. – 96 с.

13. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия –

СПб.: Речь, - 2007. – 400 с.