Главная страница

Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии»



Скачать 204.12 Kb.
НазваниеПрограмма «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии»
Дата05.05.2016
Размер204.12 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2
____________/И.В.Власова/

« 10 » сентября 2012 года
Программа

 

 

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

на уроках химии»

 

 

 

 

Автор программы:

Трегуб А.В., учитель химии

 
 

г.Вилючинск

2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях продолжающегося обострения социально-экономических проблем и демографического спада задача сохранения здоровья подрастающего поколения стоит весьма остро. Поэтому особую актуальность приобретает формирование у учащихся знаний, ценностных ориентаций и навыков, необходимых для анализа и планирования собственного поведения, направленного на осуществление здорового образа жизни.

По данным специалистов, подростковый возраст в настоящее время является периодом снижения уровня здоровья учащихся. Частично это связано с распространением отклоняющегося поведения, выражающегося в употреблении алкоголя, табакокурении, наркомании.

В данной ситуации постановка перед школой адекватных образовательных задач направленных на формирование у учащихся приоритетов здорового образа жизни и усиление личностной ответственности за сохранение собственного здоровья становится очень важной.

«Укрепление авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности сегодня становится в ряд важнейших задач модернизируемого образования. Поэтому, проблема разработки методики формирования у учащихся приоритетов здорового образа жизни в предметном обучении, в частности - на уроках химии - приобретает особую актуальность.

Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.

  
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

 

1.    Информационная карта.

 2.    Актуальность программы.

 3.    Концептуальные основы.

 4.    Цель и задачи.

5.    Основные этапы реализации программы.

 6.    Содержание деятельности.

 7.    Ожидаемые результаты.

 8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 


1. Информационная карта.

 

Полное название программы

«Формирование здорового образа жизни»

Автор программы

Учитель химии

Трегуб А. В.

Территория, представившая программу

МБОУ "Средняя общеобразовательная

школа №2"

Адрес организации

684093, Камчатский край, г.Вилючинск, ул.Гусарова, д.49

Телефон/факс

8(41535)2-32-10

Цель:

сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Сроки реализации программы

2012-2016 г

Количество участников программы

Все учащиеся школы

Возраст участников программы

7 – 17 лет

Краткое содержание программы

В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний, а также продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями.

 
2. Актуальность программы.

 

Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива МБОУ СОШ №2 является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «Формирование здорового образа жизни». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.

  Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они  приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является  нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой  природе воспитание  раскрывает и приумножает эти видовые резервы  жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе,  разрушает их от поколения к поколению.

  По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального   благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются:

  • Соматическое  и физическое здоровье «я могу».

  • Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии  с возрастом и полом.

  • Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.

  • Психическое здоровье - «я хочу».

  • Нравственное здоровье – «я должен».

 

  Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе  в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания  общества к организации свободного времени школьников ведёт  к самым негативным последствиям.

Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование здорового образа жизни» актуально для нашей школы.

  Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений   нравственной  болезни общества захлестнул города и посёлки.

Особенно подвержены этому влиянию дети   13-14 летнего возраста из  неблагополучных  по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат.

Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.

 
 3. Концептуальные основы программы.

 

Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.

Специфика предметного обучения химии позволяет продвинуть решение проблемы сохранения собственного здоровья посредством формирования у учащихся культуры потребления веществ и материалов. Поэтому в рамках методики обучения химии необходимо создание целостной методической системы, доступной для внедрения в массовую педагогическую практику. Одной из целей осуществления данной методической системы является формирование у учащихся культуры потребления веществ и материалов, используя широкую интеграцию химии с другими предметами общего образования.

Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.  

Для обеспечения успешной работы программы педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:

  • Педагогический профессионализм;

  • Уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);

  • Сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);

  • Поддержка детских инициатив, творчества;

  • Сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

  • Индивидуальный подход и коллективное творчество;

  • Позитивное разрешение конфликтных ситуаций;

  • Педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика)


 Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

      • Конвенция ООН о правах ребенка;

      • Конституция РФ;

      • Закон РФ «Об образовании»;

      • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ. 


4. Цели и задачи программы.

 

Цель:

 

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

 

 

Задачи:

 

1) выведение каждого ученика на уровень осознания важности сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих в условиях постоянно изменяющегося мира;

2) корректировка установок и поведения школьников при обращении с веществами и материалами;

3) осознание учащимися сохранения здоровья как личностно значимой ценности;

4) приобретение учащимися системного опыта при формировании культуры потребления веществ и материалов;

5) повышение эффективности изучения химии;

6) оптимизация личностного самоопределения и самосознания, направленных на приоритетное осуществление здорового образа жизни, полученных на уроках химии.


5. Основные этапы реализации программы.

 

Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников.

1.1.

Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиН

2012-2016 г.

Администрация школы, медицинская сестра

1.2.

Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на уроках химии

2012-2013 г.

Администрация, учителя-предметники

1.3

Нормативное обеспечение школы медицинскими препаратами, формирование аптечек.

2012-2016 г.

Медицинские работники 

2. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1.

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся 

2012 - 2016 г.

Администрация школы, медицинские работники

2.2.

Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки медицинских осмотров

2012 - 2016 г.

Администрация школы, медицинские работники

 

3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся

 

3.1.

Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья

2012-2016 г.

Учителя-предметники

3.2.

Участие в конкурсах, семинарах и других мероприятиях по формированию здорового образа жизни

2012-2016 г.

Учителя-предметники

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1.

Различные формы урочной и внеурочной деятельности

2012-2016 г.

Учителя - предметники, социальный педагог, психологи




















 

6. Содержание деятельности.


  1.  Материалы по здоровьесбережению на уроках химии.

    № п/п

    Компонент здоровья

    Темы

    Содержание материала по здоровьесбережению

    8 класс

    1

    Физическое

    здоровье

    Духовно-нравственное здоровье

    Экологическое здоровье


    Вводный урок.

    Техника безопасности поведения в кабинете химии.

    Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

    Ядерные реакции на службе человека. Радиоактивность. Радиоактивные изотопы.

    Практические работы.


    Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов.

    Краткий очерк развития химии

    Развитие химии в России, работы М.В. Ломоносова, Д.И.Менделеева и др. русских учёных.

    Роль химии в жизни человека

    Парацельс: «Все есть лекарство и яд, и только доза определяет и то и другое».

    На протяжении всего курса химии 8 класса.

    Решение задач с экологическим содержанием.

    Оксиды.

    Чистые вещества и смеси.

    Экологический след «на воде, в воздухе». Способы сокращения экологических следов.

    9 класс

    2.

    Физическое

    здоровье

    Духовно-нравственное здоровье

    Экологическое здоровье


    Сплавы.

    Токсическое воздействие солей тяжёлых металлов на организм человека.

    Щелочные металлы.

    Ионы натрия на службе здоровья человека.

    Щелочноземельные металлы.

    Железо.

    Препараты кальция и железа. Минеральная вода «Малкинская №14»

    Галогены.

    Влияние препаратов йода на умственную активность.

    Сера.

    Камчатские термальные сероводородные источники. Рекомендации к принятию сероводородных ванн.

    Практические работы.


    Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов.

    Углерод.

    Алмазный фонд России.

    На протяжении всего курса химии 9 класса.

    Истории открытия химических элементов, простых и сложных веществ.

    На протяжении всего курса химии 9 класса.

    Решение задач с экологическим содержанием.

    Кислород.

    Озоновые дыры.


    Водород.

    Экологически чистое топливо – водород.


    Галогены.

    Биологическое значение галогенов.

    Азот.

    Минеральные удобрения. Нитраты. Термальные овощи.

    Фосфор.

    Биологическое значение фосфора.

    Углерод.

    Соединения углерода в домашней аптечке.

    10 класс

    3.

    Физическое

    здоровье

    Духовно-нравственное здоровье

    Экологическое здоровье

    Спирты.

    Влияние алкоголя на организм человека.

    Углеводы. Жиры. Белки.

    Формирование навыков здорового питания.

    Диеты.

    Составление индивидуального рациона.

    Пищевые добавки.

    Витамины.

    Подбор оптимальных витаминных комплексов.

    Сложные эфиры.

    Гигиена рабочего места.

    Лекарства.

    Состав домашней аптечки.

    Практические работы.


    Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов.

    Углеводороды.

    Улучшение качества жизни – основная цель создания новых соединений.

    Природные источники углеводородов.

    Экологические аспекты добычи углеводородов.

    Алкены.

    Проблемы утилизации искусственных материалов.

    Полисахариды.

    Влияние на экологию процесса вырубки лесов.

    На протяжении всего курса химии 10 класса.

    Решение задач с экологическим содержанием.

    11 класс

    4.

    Физическое

    здоровье

    Экологическое здоровье

    Практические работы.


    Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов.

    Водородный показатель.

    pH кожи человека. Влияние рекламы на выбор.

    Химия и повседневная жизнь человека.

    Парацельс: «Все есть лекарство и яд, и только доза определяет и то и другое». Семинар.

    Химия и производство.

    Экологические проблемы современных производств.

    Полимеры органические и неорганические.

    Проблема утилизации полимерных материалов.

    Коррозия металлов.

    Способы защиты изделий от коррозии.

    Химия и экология.

    Экологические следы.

    Химия и сельское хозяйство.

    Негативные стороны использования удобрений.

    Генномодифицированные продукты.

    Пестициды.

  2. Гигиенические критерии рациональной организации урока






Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный
3 балла

Недостаточно рациональный

2 балла

Нерациональный
1 балл



Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2



Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-15 минут

Более 15 минут



Частота чередования различных видов учебной деятельности

Не позже чем через 7-10 минут

через 11-15минут

через 15-20 минут



Количество методов преподавания

Не менее 3

2

1



Чередование методов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются



Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

Нет



Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими требованиями

С частичным соблюдением гигиенических требований

В произвольной форме



Чередование позы сидения

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду деятельности. Учитель не контролирует посадку учащихся.



Наличие, место и содержание физкультминуток

На 20-35 минуте урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью

Отсутствует



Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции



Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 мин.


7. Ожидаемые результаты реализации

программы

 

1.     Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

 

2.     Повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе.

 

3.     Повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;

5.     Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.


8. Список литературы


  1. Аносов М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения. // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003

  2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2003.

  5. Мартынова Наталия Александровна. Формирование у учащихся приоритетов здорового образа жизни в обучении химии в средней школе. Санкт-Петербург, 2003г.