Главная страница

Программа здоровьесбережения «В здоровом теле -здоровый дух»



Скачать 70.41 Kb.
НазваниеПрограмма здоровьесбережения «В здоровом теле -здоровый дух»
Дата29.08.2016
Размер70.41 Kb.
ТипПрограмма

Использование инновационных педагогических технологий в начальной  школе в соответствии с ФГОС.

Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Мезенцева С.А., учитель начальных классов, МБОУ СОШ №14 г.Архангельска.

Представляю вам опыт работы классного руководителя по программе «В здоровом теле - здоровый дух».

«Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто» (Сократ)

Идея: формирование здорового образа жизни. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Цель: создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Слайд 4

Задачи:

1. создание здоровьесберегающей среды в классе;
2.рациональная организация учебно-воспитательного процесса ;
3.организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;
4.организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
5.формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере;
6.профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
7.формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями

Срок реализации программы:1-4 классы.(4 года)

Диагностический инструментарий:

  • Метод наблюдения

  • Анкетирование (родителей, учеников)

  • Индивидуальные беседы(с родителями, с детьми)

  • Тесты :«Кто ты сова или жаворонок», «Твой характер», «Родительское отношение к детям»

  • Методика незаконченных предложений: «Мне нравится…», «Я боюсь…», «Мне тревожно…»

Основные моменты деятельности классного руководителя:

1.Сотрудничество с медицинским персоналом школы:

  • Изучение медицинских карточек при поступлении в школу

  • Анализ результатов медицинского обследования обучающихся

  • Выделение учащихся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей физкультуры

  • Анализ здоровья учеников и результатов учёбы

  • Вакцинация

2.Сотрудничество с родителями учащихся:

  • Психолого –педагогическое просвещение родителей (конференции, собрания, консультации, тренинги)

  • Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс(открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, совместные мероприятия с детьми)

3.Сотрудничество с психологом, социальным работником и логопедом школы:

  • Диагностика социального и психологического здоровья

  • Выделение «группы риска»

  • Мониторинги

  • Организация бесплатного питания детей из малообеспеченных семей

  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в школе

4.Сотрудничество с внешкольными организациями с целью проведения просветительской и коррекционной работы)

  • Институт развития ребёнка

  • Детская поликлиника №1 отделение восстановительного лечения(кислородные коктейли 2 раза в год)

  • Абонемент в соляную пещеру в 1 классе

5.Организация и проведение внутриклассных, внеклассных мероприятий:

  • Лекции, беседы

  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников

  • Наглядная агитация: стенгазеты, уголки здоровья

  • Создание санитарного актива для проведения рейдов чистоты и личной гигиены учащихся

Формы работы с классным коллективом.

1.Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:

  • Спортивные конкурсы, соревнования, «Весёлые старты» между классами и внутри класса.

  • Походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы

  • Праздники и фестивали спортивной(военной) песни

  • Марафоны, кроссы, лыжные гонки

  • Ежегодная игра «Мама, папа, я- спортивная семья»

  • Организация «тихих» перемен(настольные игры, чтение книг, шашечные турниры)

  • Подвижные игры на воздухе, на переменах (любимые игры детей по опросам)

  • Организация горячего питания в столовой, не первый год проходит акция «Молочные реки»

Программа включает в себя проведение классных часов по данной теме.

Темы классных часов разработаны для каждого класса.

1 класс.

  • Перемена с увлечением

  • Режим дня

  • Путешествие в Страну здоровья(2 часа)

  • Глаза- главные помощники человека

  • Правила безопасности при общении с животными

  • Можно и не ссориться

2 класс.

3класс.

  • Мы школьники, а это значит

  • Учись учиться

  • Правила здоровья

  • Здоровье и болезнь

  • Здоровая пища

  • Гигиена и её значение

  • Правда об алкоголе

4 класс.

  • Режим дня –это серьёзно (дискуссия)

  • Компьютер- мой помощник

  • Урок здоровья

  • Мода и здоровье

  • Азбука безопасности

  • Моё свободное время

Также с беседами на различные темы приходят родители, школьный врач.

  • О секретах хорошей осанки «Выпрямись!»

  • Как победить простуду

  • Профилактика гриппа

  • Вредные привычки

  • Сорт в нашей жизни

  • Спорт в моей семье

Содержание и формы работы по просвещению родителей.

1.Консультации по запросам родителей :

  • Приёмы развития саморегуляции

  • Утомляемость ребёнка и как с ней бороться

  • Если ваш ребёнок часто болеет

  • Подвижные и медлительные дети

  • Леворукость и праворукость

2.Собрания.

  • Трудности адаптации первоклассников к школе

  • Развитие интереса к спорту у ребёнка

  • Вредные привычки и как от них избавиться

  • Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять

  • Режим дня школьника

3.Дискуссии:

  • Культура общения с компьютером

  • Физическое здоровье ребёнка- залог успешности учебной деятельности

  • Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.

Во время урочной деятельности на каждом уроке обязательно проведение физкультминуток, динамических пауз, музыкальных минуток отдыха. В начальной школе они чаще всего проводятся в игровой форме. Литературы выпущено очень много, стараюсь к каждому предмету, даже к каждой теме на уроке подобрать подходящие физкультминутки.

К оздоровительным мероприятиям относится точечный массаж по Уманской (актуален в зимнее время)

На уроках окружающего мира и на занятиях по ОБЖ в нач. школе проводится обучение оказанию первой медицинской помощи.

В своей работе использую методику проектов. По своим интересам дети выбирают темы для исследований. Бывает, что темы касаются здоровья Во 2 классе ученики, например, для исследования выбирали такие темы: «Польза йогурта», «Исследование интересов учеников начальной школы», «Жевательная резинка: вред или польза?», «Вредные привычки» В 3 классе хотим затронуть тему питания младших школьников.

Очень важна для сохранения здоровья учащихся Рациональная организация учебного процесса, которая включает:

  • Составление расписания уроков в соответствии с нормами СаН ПиНа

  • Дозировка домашних заданий в соответствии с возрастными нормами

  • Индивидуализация обучения

  • Соблюдение требований к использованию ТСО

  • Использование здоровьесберегающих технологий

Постоянное соблюдение гигиенических правил письма и правил чтения на уроке и дома формируют правильную осанку, предупреждают нарушения зрения. Опорные таблицы в кабинете подсказывают гигиенические правила зрительной работы, упражнения гимнастики для глаз.

«Пальчиковые игры», гимнастика для пальцев развивают мелкую моторику руки. Особенно актуальны в 1 классе, т.к. учителя нач. классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных 1-класссников представляет неподготовленность руки к письму.

Вывод:

В последнее время перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым, поэтому как никогда актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Именно поэтому школа призвана обеспечить условия в образовательной среде для формирования здорового образа жизни путём создания такой окружающей среды, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

За время обучения в школе ребёнок должен всем овладеть. Учитель видит свою главную задачу в том, чтобы обучать, инициировать, контролировать учебный процесс так, чтобы дети учились искусству учёбы, не нанося вред своему здоровью и здоровью окружающих. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учёных-практиков, учителей, родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.

Решить проблему физического и психического здоровья школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.