Главная страница

Рабочая программа творческого объединения «Читалия» в рамках внеурочной деятельности по фгос для учащихся 4 класса



Скачать 193.38 Kb.
НазваниеРабочая программа творческого объединения «Читалия» в рамках внеурочной деятельности по фгос для учащихся 4 класса
Дата29.08.2016
Размер193.38 Kb.
ТипРабочая программа


Согласовано.

Заместитель директора

по УВР МБОУ КСОШ №1 ________ Слепухина М.А.

«____»________2014 г.

Утверждено.

Директор МБОУ КСОШ №1 ________ Хлебова В.Н.

Приказ № _________

от « ______»_______2014г




Рабочая программа

творческого объединения «Читалия»

в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

для учащихся 4 класса

c:\users\user\desktop\pens_1.jpg

Автор – составитель программы

учитель начальных классов

Левицкая С.С.

2014-2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа творческого объединения «Читалия» разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

изменение характера чтения;

преобладание «делового» чтения над «свободным»;

возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Для решения данной проблемы и создана программа литературного кружка для учащихся 4 класса «Читалия» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа нацелена на решение следующих задач: 

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством руководителя кружка. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:

занятие-диспут,

занятие-спектакль,

занятие-праздник,

занятие-интервью,

интегрированное занятие,

конференция,

устный журнал,

конкурсы,

литературные встречи,

литературная гостиная,

литературный ринг и т. д. Какие-то формы мы будем использовать на занятиях в 4 классе, какие-то в старших классах.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Руководитель кружка должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 1года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД - универсальные учебные действия)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка «Читалия».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Работа на занятиях чтения направлены на достижение образовательных результатов.

В Стандарте и планируемых результатах чётко прописаны требования к личностным результатам. Ключевыми словами являются:

  • Смыслы (ценностно-смысловые установки обучающихся);

  • Отношение (положительное отношение к школе);

  • Мотивы (мотивация к обучению и познанию);

  • Позиция (индивидуально-личностные позиции).

Занятия литературного чтения являются благоприятной средой для формирования личностных качеств учащихся, которые учитель отслеживает по готовым методикам. Личностные результаты не проверяются.

Предметные результаты - проверяют знания, понимание, воспроизведение. По новому стандарту проверяют не только систему знаний, но и опыт использования знаний по решению практических задач по предмету.

Метапредметные результаты – это регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.

 Регулятивные УУД включают в себя:

  • Целеполагание;

  • Планирование. При планировании работы по решению учебной задачи на занятиях литературного чтения, с детьми составляется алгоритм действий или обсуждаются готовые памятки, которые помогают учащимся ответить на вопрос «Как делать?»

  • Контроль и самоконтроль;

  • Оценка и самооценка.

Познавательные УУД:

  • Работа с информацией на литературном чтении;

  • Моделирование (использование знаково-символических средств);

  • Работа по схемам и таблицам;

  • Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать;

  • Признавать существование различных точек зрения;

  • Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Изучение каждого произведения строится на понимании точки зрения автора. Учитель ведёт учащихся от точки зрения писателя к формированию личной точки зрения и личной оценки событий, представленных в произведении.

  • Владеть диалогической формой речи, т.е. вести диалог.

Личностные, метапредметные, предметные результаты программы
Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

• свободно ориентироваться в книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (книгой и хрестоматией; книгой и словарями; книгой и дополнительными источниками информации (библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Тематическое планирование занятий

литературного кружка «Читалия»

4 класс









Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

2

3

Стихотворные сказки

П.Ершов «Конёк – горбунок»
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

Особенности стихотворных сказок,

Сравнение сказок разных авторов.



Выучить отрывок наизусть, пересказ, конкурс рисунков, просмотр фильмов

Сравнительная характеристика героев

4

4

4







4

Детские энциклопедии

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.

Особенности энциклопедических публикаций.

Находить в большом потоке информации интересующую информацию

Создание энциклопедии школьных принадлежностей.

2







5

Стихи о природе. Страницы русской классики.

Ф.Тютчев, И.Суриков,

А.Блок,

И. Бунин,

С.Есенин, А.Плещеев

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

Сочинить синквейн о друге

Сочинение синквейна о лете.

2







6

7

Рассказы современ. писателей о детях

Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения»,

«Где это видано, где это слыхано»

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Сочинить свой рассказ «Что я люблю»

Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского

2







8

9

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Огневушка-поскакушка»,

«Змейка»

Выделение особенностей уральских сказаний.



Мини-рассказ «Я умею, я могу»

Оформление плаката «Умельцы нашего класса»

2

2







10

11

Произведения о тех, кто трудится

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

Находить ответы на вопросы в произведении.

Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели)

2







12

13

Книги о природе и человеке

М.Пришвин «Гаечки»

Б.Житков «Мангуста»

Деление произведения на смысловые части.

Находить в произведении понравившиеся отрывки

Озаглавливание частей.

2







14

15

16

Рассказы о животных

Л.Толстой « Как волки учат своих детей»,

К.Паустовский «Барсучий нос»,

Андреев «Кусака»

Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.

Сочинение стихотворения «Я….»(Словами «Я» начинается каждая нечетная строка)

Сборник стихотворений «Про нас»

4







17

Книги о ребятах и их делах

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

Пересказ отрывка прочитанного произведения.

Выставка книг А.П.Гайдара.

4







18

Произведения о долге и храбрости


И. Тургенев

«Капля жизни»

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям

Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости.

Выставка книг о долге и храбрости.

2







19

Произведения о мамах и детях

А.Милн «Непослушная мама»

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения

Выучить стихотворение о маме.

Конкурс стихотворений о маме

2







20

Сказки о приключениях детей

И.Сигсгорд

« Палле один на свете»,

Литературное слушание. Анализ произведения.

Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту

Составление кроссворда с использованием составленных вопросов

2







21

22

Весёлые истории

М.Зощенко « Глупая история»

И.Сухин «Вот такой затейник»

Особенности произведений юмористического жанра.


Мини рассказ «История из моего детства»

Составление диафильма к прочитанному произведению

2

2







23

24

Сказки народов разных стран

Арабская сказка «Синбад – мореход»,

«Али – Баба и сорок разбойников»

Особенности арабских сказок

Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации)

Составление брейк – сказки.

4

4







25

26

Книги о дружбе и взаимопомощи

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

В. Дуров «Наша Жучка»

Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий.

Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека».

Газета с фото., рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»

2







27

28

Как рождается герой

Б.Заходер « История гусеницы»,

Ю.Мориц « Жора Кошкин»

Темп чтения, передача настроения голосом.

Выразительное чтение выбран. стих-ния

Конкурс на лучшего чтеца

2







29

30

Люби живое

М.Пришвин «Рождение кастрюльки»,

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.

Выразительное чтение отрывка произведения.

Устное иллюстрирование

2







31

Страна Фантазия

Д.Родари «Приключения Чиполлино»,

«Приключения голубой стрелы»

«Джельсомино в Стране Лжецов»

Анализ произведения по вопросам учителя.

Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок»

Игра

« Угадай произведение, зачитай отрывок»


2

2

2







32

33

34

Обобщающее занятие с родителями




Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса.

Подготовить вопросы викторины

«Литературная гостиная»

2







35

Итоговое диагностирование.

Тестирование по выявлению читательского кругозора.




Составление списка для летнего чтения.

Оформление уголка летнего чтения.

2