Главная страница

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении



Скачать 120.77 Kb.
НазваниеРабота над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Дата22.08.2016
Размер120.77 Kb.
ТипДокументы

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении.

I Введение

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения.

На основе анализа методической и образовательной деятельности Дома детского творчества мы определили проблему: «Совершенствование содержания и качества образовательного процесса». (Проблема – это противоречие между известным и неизвестным. В отличие от затруднения, которое можно обнаружить в деятельности, проблему надо сформулировать или, как иногда говорят, поставить).

Выбор единой методической темы осуществлялся коллегиально и отвечал интересам и желаниям педагогического коллектива, что является одним из условий её успешной реализации.

Очень важно, чтобы единая методическая тема охватывала как учебную, так и воспитательную работу. Серьезного внимания требует формулирование темы, в которой сочетается конкретность и широта. В соответствии с данной проблемой определилась единая методическая тема Дома детского творчества - «Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий обучения и воспитания». Выбранная тема способствует улучшению качества образования. Из формулировки легко вытекают подтемы, четко вычленяют главные понятия.

Единая научная тема актуальна, научно-обоснована, имеет практическую значимость для Дома детского творчества, сориентирована на повышение творческого потенциала педагога и обучающегося. Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в Программе развития учреждения.
Цели работы по реализации единой методической темы:

  1. создание условий для реализации образовательных возможностей

каждого воспитанника на основе творческой личности педагога;

  1. непрерывное совершенствование уровня педагогического

мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.

Работа над единой методической темой Дома детского творчества потребовала не только целостной, целеустремленной обоснованности, но и разработки поэтапного плана действия по годам.
В планировании учитывались:

- своевременность темы;

- теоретические вопросы;

- формы организации методической работы;

- практический этап реализации;

- подведение итогов.

Для повышения эффективности работы над реализацией единой методической темы выработан алгоритм.

II Алгоритм работы


Целесообразно определение темы на перспективу (2-3-4 года) с разбивкой крупной стратегической темы по годам, с подведением промежуточных итогов, и внесением корректив.

На 1 этапе осуществляется большая организационная работа:

  • изучение документации, методической литературы;

  • выбор тематики работы методистов;

  • определение состава творческих лабораторий;

  • определение тематики педагогических советов, теоретических семинаров и психологических практикумов;

  • обзор-презентация литературы по методике самообразования;

  • пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов (с учетом темы);

  • составление плана-графика контроля.

На 2 этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:

  • разработка индивидуальных тем самообразования;

  • апробация новых методов и приемов (членами творческих лабораторий);

  • новые формы повышения квалификации (работа «Школы совершенствования педагогического мастерства»: организационно-деятельностные игры, круглые столы, коллективное обсуждение докладов, выступлений и т.д.);

  • реализация плана-графика контроля (изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы).

3-й этап: сбор и обработка полученной информации:

  • сбор обработанной информации (членами администрации, методистом);

  • обработка информации для дальнейшего управления;

  • принятие конкретных решений и разработка конкретных рекомендаций на основе полученной информации;

4-й этап: обобщение и оценка результатов опыта.

На этом этапе идет активное внедрение результатов педагогических исследований, использование передового опыта коллег.

В этот период рекомендуются следующие формы работ:

  • творческие отчеты;

  • проведение открытых занятий и мероприятий;

  • оформление выставки, лабораторий, материалов, наработанных педагогическими работниками по теме;

  • самообобщение опыта и рецензирование его администрацией, методическим отделом, коллегами.

5-й этап работы над темой включает:

  • анализ работы педагогического коллектива над единой методической темой (педсовет, методсовет, научно-практические конференции);

  • организация тематических выставок;

  • оценка уровня профессионального мастерства педагогов;

  • сбор и накопление материалов из опыта работы педагогов (картотека педагогической, методической литературы, образцы планов самообразования и конспекты-разработки открытых мероприятий). Собранный материал пополняет и дополняет содержание методического кабинета;

  • определение перспектив дальнейшего развития.

III Реализация единой методической темы.


Научить воспитанников самостоятельному мышлению, уметь анализировать и планировать свою работу, т.е. развитие детей – одна из главных функций деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Мыслительная деятельность ребенка зависит от педагога. Поэтому для успешной реализации единой методической темы каждым педагогом определены оптимальные темы на 2012 - 2015 годы с использованием различных педагогических технологий в образовательном процессе.

Для успешной реализации единой методической темы разработан план мероприятий на период с 2012 по 2015 годы:

  • знакомство педагогов с литературой по теме;

  • диагностика уровня развития обучающихся;

  • диагностика профессиональных способностей педагогов;

  • реализация технологий в условиях учебного процесса;

  • проведение открытых занятий для сотрудников;

  • подведение итогов работы (выступления на педсоветах, издание отчетного материала и т.д.)

Кроме этого формы организации методической работы над единой методической темой были следующие:

  • школа педагогического мастерства;

  • консультации;

  • временные инициативные группы по подготовке к педагогическим советам, семинарам, методическим советам;

  • творческая работа лабораторий под руководством заведующих лабораториями;

  • организация методических тематических выставок;

  • самообразование;

  • творческие отчеты обучающихся;

  • исследовательская работа;

  • пополнение методического кабинета различными материалами в соответствии с темой.

V Примерный перечень научно-методических тем.

Дом детского творчества предлагает примерные методические темы для работы над совершенствованием содержания и качества образовательного процесса:

  • «Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности, направленное на возрождение культурных традиций и наследия России».

  • «Новая структура методической службы как средство повышения профессионального мастерства педагогического коллектива в эффективной реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания обучающихся».

  • «Модернизация методической службы с целью эффективного и оптимального развития личности».

  • «Формирование ключевых компетенций воспитанника на основе использования методов активного обучения».

  • «Аксиологические ценности предметного содержания и их интеграция в воспитательный процесс».

  • «Технологии работы с печатным материалом в личностно-ориентированных образовательных системах».

  • «Технология организации исследовательской деятельности по профилю обучения».

VI Современные подходы к содержанию и формам методической работы

В наступившем 21-ом веке происходит смена образовательной системы: предлагаются вариативное содержание образования и педагогические технологии, новые современные педагогические концепции и идеи. Содержание образования насыщается различными программами, новыми направлениями воспитания, способствующими развитию у обучающихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи.

Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение. Иными становятся и задачи педагога: «не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать», а также формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Педагог по отношению к обучающемуся перестает быть источником информации, а становится источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Педагоги учреждений дополнительного образования готовят своих воспитанников к жизни в современном мире. Этот мир бурно развивается и важным становится научить детей:

  • умению свободно ориентироваться в информационном потоке;

  • грамотно мыслить;

  • способности организовать собственную деятельность;

  • эффективно общаться и т.д.

А это означает, что методистам предстоит работать в условиях многообразной и развивающейся образовательной системы дополнительного образования.

Современные подходы к методической деятельности в учреждениях дополнительного образования проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, активном участии в инновационной деятельности, способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии, в организации и проведении семинаров и тренингов.

Современные условия, нормативные документы в сфере образования, Закон РФ «Об образовании», предъявляют новые требования к качеству дополнительного образования, к повышению квалификации педагогов дополнительного образования. Это вызывает необходимость постановки перед методистами следующих задач:

  • помочь педагогам и обучающимся стать конкурентоспособными

личностями, готовыми к образованию, саморазвитию, самоопределению и творческому преобразованию, нацеленными на успех в любой сфере деятельности;

  • удовлетворение личностных образовательных запросов педагогических

кадров и в связи с этим усиление диагностико-аналитической деятельности методистов;

Решение данных задач предполагает изменение содержания, средств, способов.
Рассмотрим некоторые современные подходы к содержанию и формам методической работы.

  1. Системный подход к содержанию и организации методической работы.

Системный подход предполагает овладение методистами и педагогами знаниями, логикой своего объединения в целостном виде на всех ступенях обучения, его взаимосвязей с другими объединениями с выделением сущностных понятий, навыков, умений, используемых на различных этапах курса обучения. Кроме того, системный подход к содержанию знаний предполагает наличие ряда специфических знаний по методике, технологии обучения:

  • знания процессов моделирования собственной методической и

педагогической деятельности, деятельности обучающихся, содержания образования, его форм и методов;

  • умения прогнозирования и проектирования образовательных

процессов.

Проводя обучение с педагогами по различным методам методических занятий: семинары, методические объединения, индивидуальная работа и т.д., методисты могут использовать различные варианты тематики содержания методической работы. Например:

  • моделирование педагогической деятельности;

  • моделирование содержания дополнительного образования;

  • роль педагога как управляющего процессом обучения, воспитания,

развития личности;

  • педагогический поиск и его влияние на решение проблем

дополнительного образования;

  • методические объединения как творческие лаборатории педагогов и др.

  1. Модернизация знаний.

Данное направление в содержании и формах методической работы предполагает развитие умений педагогов пополнять знания по теории и методике обучения, обработки и хранения учебной информации.

Современный подход к обновлению знаний предусматривает наличие умений и навыков работы с компьютерной техникой, инновационными носителями содержания образования, анализ данной информации.

Методы работы с педагогами по развитию умений работать с различными источниками информации: конструирование нового содержания программы на вариативной основе; выработка критериев отбора содержания предмета; системное исследование места и роли предметной области в структуре педагогической деятельности.

В условиях модернизации системы образования, постоянно действующие занятия с педагогами являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов, так как основное внимание в них уделяется расширению профессионального кругозора, повышению уровня теоретической подготовки и освоению инновационных технологий. Им заранее предлагаются задания, которые помогают развивать научно-методическое мышление, коммуникативную и поликультурную компетентности.

Примерная тематика методических занятий:

  • обновление содержания дополнительного образования с учетом

индивидуальных потребностей;

  • обогащение и модернизация знаний в той или иной области;

  • значимость образовательной программы (объединения) в структуре

содержания дополнительного образования;

  • конструирование нового содержания образования на основе

альтернативных учебных пособий и т.д.

  1. Направленность на овладение педагогами дополнительного образования развивающими технологиями.

Технология обучения – это такая организация учебного процесса с использованием специально отобранных или разработанных методов, средств и форм обучения самим педагогом, при которой достигается конечная цель. Технология отвечает на вопрос: как наилучшим образом достичь цели обучения?

Центральной проблемой педагогических технологий является обеспечение достижения целей обучения путем развития личности.

Поэтому в содержании методической работы могут иметь место следующие темы:

  • инновационные технологии и методики как показатель развития

образовательной системы УДО;

  • технология формирования творческой личности;

  • формы и методы организации образовательного процесса с учетом

индивидуальных особенностей обучающихся( традиционный подход и современный взгляд) и т.д.;

  • проблемные ситуации и пути их решения на занятиях.

Рассмотрим некоторые ситуации, возникшие на занятиях.

а) Идут занятия в объединении.

Педагог интересно рассказывает о науке, о технике, связывая с темой занятия. Все внимательно слушают, кроме Сережи. Он что-то бормочет: бу-бу-бу, пытается поговорить с соседом. Педагог ловит взгляд Сережи, он на минутку замолкает..." Потом снова бу-бу-бу. Педагог подходит к воспитаннику и мягко кладет ему руку на плечо. Снова минута тишины. И опять невыносимое бу-бу-бу. Педагог прерывает рассказ и говорит: «Сережа, помолчи, пожалуйста». Не помогает. Что делать? Что бы вы сделали на месте педагога?

б) Во время объяснения темы задания на занятии воспитанник Ваня Попов был невнимателен, переговаривался с соседом. Педагог прервал объяснение и попросил Ваню повторить. Ваня ответил правильно. Педагог сказал: «Молодец».

Каким мотивом пользовался педагог, создавая эту ситуацию? Оцените с позиций обучающихся поведение педагога.

в) К педагогу приходит мама одного воспитанника, не очень способного, модели или приборы изготовлены им не эстетично. Мама говорит повышенным тоном, что педагог не дает ее сыну делать более сложные модели, не допускает его к соревнованиям или выставкам. «Вы его невзлюбили за то, что мой сын сказал вам правду, что у вас есть любимчики, которым вы сами помогаете делать, а ему не помогаете». Педагог: « Но он не учит теорию, не знает даже самого элементарного». Мама: «Если вы не будете помогать моему сыну, и он не будет участвовать со своими моделями в соревнованиях, я буду жаловаться. Чему вас только в институте учат! Ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете». Педагог: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля...» Мама опять кричит... Как бы вы вели диалог на месте педагога?

г) Воспитанники объединения после школьного урока физкультуры или какого-то мероприятия пришли на занятия возбужденные, шумные, на педагога не обращают внимания. Педагог объявляет о начале занятия. Обучающиеся не слушают. Что делать? Что бы сделали вы, как поступили