Главная страница

Рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»



Скачать 123.66 Kb.
НазваниеРассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Дата05.04.2016
Размер123.66 Kb.
ТипРассказ



КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ БИЙСКОГО РАЙНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко»

Бийского района Алтайского края
Роль картин природы

в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»



Урок литературы в 6 классе

Пушкарева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко»


с.Шебалино

2012

Тип урока: урок решения учебной задачи

По целеполаганию – урок «открытия» нового знания;

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи

  • Образовательные:

  • познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;

  • определить роль пейзажа в рассказе;

  • проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.

  • Воспитательные:

  • воспитывать уважение к художественному слову.

  • воспитывать чувство патриотизма.

  • Развивающие:

  • формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;

  • совершенствовать выразительное чтение учащихся.

Оборудование: презентация к уроку «Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», аудиозапись «П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола», учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1

Ход урока

Что делают

Учитель

Ученики

Этапы урока

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

4-5 минут;

III. Постановка учебной задачи.

Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог


«IV. «Открытие нового знания»

Цель: решение УЗ (устных задач)

• 7-8 мин;

V. Самостоятельная работа


VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в группах;

VII. Обобщение нового знания

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;


- Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

(1,2 слайды)
- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свое село?
- Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Шебалино

(слайды 3,4,5,6)

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?

- Кому посвящен рассказ?

- Чем интересны изображенные автором мальчики?

- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор

(слайды 7,8,9,10).

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.
- О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

- Какие цели поставим?
- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей (слайд 12)

– С чего начинается рассказ?

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).

– Какое настроение создаётся при чтении?

– В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение?
– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?

– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?
2. Работа над художественно-изобразительными средствами

– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?
- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.
- Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?

– Но на смену дню приходит ночь (слайды 13,14). Изменился ли тон рассказа?
– Почему?
- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

- Тургенев в данном случае стремится не столько изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы. Он восхищается величественной красотой русской летней ночи.

- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра (слайд 15). Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?

– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?
– Итак, рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?


– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора. Утром преобладают краски, звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы.

– Чем вы это объясните?

- Справедливо сказал Л.Н.Толстой (слайд 17): “Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.

- Подведем итог.

– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?


– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?

- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?


– А почему так много картин природы в произведении?
- В рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей (слайд 18).

– В чём мастерство И.С.Тургенева?

- (слайды 19 – 21)
Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Заполните Листы оценки.

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание


- Это окрестности нашего села Шебалино

Предполагаются утвердительные ответы
Сотникова И., Глебова Д., Синкина К., Размологов С.


- Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

- Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.
- Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы

- Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева
- Роль картин природы

в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»
(слайд 11)

- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы

- С описания июльского дня
Чтение под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола)

-Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой
-В описании наступления утра, завершающем рассказ
-образуют зачин и концовку произведения

-Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды

- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.


В течение 5минут работают самостоятельно.

Выступление групп:

1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179)

- В этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал

2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204)

- Ночь, охотник заблудился

- Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка: (приложение 2)

3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)

(приложение 3)

- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны

- Они помогли автору сделать картину утра более наглядной


– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.
- Ночь – это неизвестность, загадка, тайна. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. (Слайд 16)
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.

- Природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.

- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.

- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине

Один из составленных синквейнов:

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!



Приложение 1

Монтаж из стихотворений учащихся класса о своем селе
Сотникова Ира:

Нет лучше Алтая,

И я это знаю!

Нет лучше села, чем мое!

То в ярких цветах, то укрыто снегами

Стоишь ты, Шебалино!
Глебова Диана:

Пестрит оно цветами,

Речушкой под горой.

Здесь солнышко лучами

Играет надо мной.

Приносит легкий ветер

То дождик, то снежок,

Чтоб освежить, украсить,

Принарядить его.

Синкина Ксеня:

Мое село – частичка счастья моего:

Подружка-речка Бехтемирка,

Поля, луга и дом родной

На улочке, от школы близкой.
Размологов Стас:

Любимое мое Шебалино!

Где б ни был, а к тебе лечу я вновь!

Вид сказочный в любое время года.

Ты – дар далеких звезд, ты – волшебство природы!

Я радость встреч с тобою в сердце берегу,

Храню тебя в душе, как яркую звезду!