Главная страница

Развитие творческих способностей на уроке технологии



Скачать 60.31 Kb.
НазваниеРазвитие творческих способностей на уроке технологии
Дата05.05.2016
Размер60.31 Kb.
ТипДокументы

Развитие творческих способностей на уроке технологии

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии.

На основании психолого- педагогической, методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью учащихся 5 классов мной были частично изменено содержание раздела «Рукоделие». В основу уроков были положены следующие средства и принципы:

-речь учителя,

-наглядность,

-игровые моменты,

-анализ готовых изделий,

-элементы конструирования, моделирования.

Полученные результаты эксперимента, их анализ и оценка позволили мне сделать следующие выводы:

    1. Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.

    2. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

    3. Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

    4. При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

    5. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.

В дальнейшем были определены условия для развития творческих способностей учащихся:

  1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе старалась создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Даю такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

  2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.

3) Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

С 2008 года тема, над которой я работаю, называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Флористика», «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Культура дома», «Вышивка шёлковыми лентами», «Квиллинг». В дальнейшем планирую ещё «Лепку из теста» .При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают различные навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, сколько нового, интересного можно сделать своими руками. Изготовление картин из теста. Необычно, но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество. При изучении раздела «Рукоделия» я не навязываю им, какое выбирать изделие. У учащихся есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу интересную для себя при этом оценивая свои силы и возможности. При изготовлении швейных изделий по желанию учащихся они могут усложнить, дополнить что- то своё при выполнении работы.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету. Для того чтобы пробудить у ребёнка интерес к предстоящей деятельности, одним из важных моментов считаю наглядность будущих изделий, показать работы выбранные на интернет ресурсах или работы прошлых лет.

Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке декоративно- прикладного творчества, где занимают призовые места, неоднократно принимали участие в городских выставках декоративно – прикладного творчества.

К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Это настенные панно в различной технике исполнения, изделия связанные крючком, сплетённые из бисера; к пасхе – это обязательно пасхальные яйца (техника различная по выбору учащихся.). Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама. В основном вся подготовка к выставкам осуществляется во внеурочное время. Дети приходят после уроков, на больших переменах, чтобы получить очередную консультацию.
В своей практике я использую различные творческие методы.

Метод – способ достижения определенных результатов в познании и практике. Метод своими истоками выходит к деятельности.

МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные).

Метод сравнения.

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде,
Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
Метод образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ.

Метод придумывания.

Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
Метод вживания.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕТОДЫ.

Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
Метод самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.
Метод рецензии.

Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

В своей работе я практикую не только рецензии детей, но и родительские, которые позволяют мне установить контакт с семьёй, а ребенку почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения.
МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ.

Метод проектов, позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанного.

Учащиеся выполняют проекты на темы рукоделия, по изготовлению швейного изделия, по материаловедению, кулинарии.