Главная страница

Сказочный дурак и дурак М. Е. Салтыкова-Щедрина



Скачать 45.66 Kb.
НазваниеСказочный дурак и дурак М. Е. Салтыкова-Щедрина
Дата10.04.2016
Размер45.66 Kb.
ТипДокументы

Сказочный дурак и дурак М.Е. Салтыкова-Щедрина


Иванушка-дурачок – прототип героя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак». Объединяют сказочного героя с щедринским некоторые поступки: что их не попросят, они все сделают. Попросит Левка щедринского Иванушку калачик достать, Иванушка «шмыг, и точно слизнул калач с прилавка». Попросят братья Иванушку из сказки «Сивка-бурка» идти на могилу отца, он и идет. Так, вместо того, чтобы идти служить, «дурак засел дома на родительской шее и ухом не ведет», и сказочный дурак «ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался».

Слово «дурак» имеет несколько толкований. «Толковый словарь» В.И.Даля так объясняет это слово:

  1. глупый человек, тупица, непонятливый, безрассудный;

  2. малоумный, юродивый;

  3. шут, помышляющий дурью, шутовством.

Посмотрим как раскрываются эти значения при создании персонажа в литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина и в фольклорной сказке. Главный герой русской волшебной сказки – Иван – в начале обычно примечателен лишь своей слабостью и ненужностью. Это последний из трех братьев: «было у отца три сына: два умных, а третий – дурак». На Иванушку-дурака все машут рукой, над ним смеются, его презирают. Каким бы не предстал Иван, для всех окружающих он предстает героем, от которого нельзя ждать ничего путного.

Иванушка из сказки «Дурак» еще в младенчестве смущал своих родителей, тем, что он «дурак особенный», за которого гляди «перед начальством отвечать придется», «не такой, какие бывают, легкий, а мудреный». Но в сказке «Дурак» есть и «обыкновенный» дурак. Это Милитрисы Кирбитьевны сын Левка, который «выбежит босиком на улицу, спустит рукава, на одной ножке поскачет, а сам во всю мочь кричит». К нему подходят определения: слабоумный, лишенный рассудка. «Целый день раздавался на улице его вой, сопровождаемый неистовым дурацким щелканьем». Но с ним все ясно. Даже сам губернатор, когда на ревизию приезжал, похвалил: «Берегите его, нам дураки нужны».

Итак, в сказке «Дурак» есть и «обыкновенный» дурак и «дурак необыкновенный», который «сидит себе дома, книжку читает, либо к папке с мамкой ласкается»; животных защищал; нищим помогал; «никого и ничего он не боялся, ни к чему не питал отвращения… Случится в городе пожар – он первый идет в огонь; услышит ли, что где-нибудь есть трудный больной – он бежит туда, садится к изголовью больного и прислуживает».

Все поступки, подсказанные добротой, любовью к ближнему, справедливостью и предстают перед обывателями «дурацкими»: в нормальной обстановке только ненормальные явления признаются ненормальными и, наоборот, подлинно нормальное, человеческое преследуется как ненормальное: «Повертись! Повертись. Довертишься, что сам дураком сделаешься!»

Дурак «необыкновенный» жалел дурака «обыкновенного. Иванушка, увидев из окна, что Левка «босиком по улице скачет», «выбежит, сапоги снимет, рукава у рубашки выпустит и начнет заодно с дураком куролесить». Заботился о нем: «Дурак защитил Левку, обогрел, накормил и одел». Один, Левка, делал это бессознательно, другой, Иванушка, - из сострадания, из любви к ближнему: «Я, мамочка, не дразню, а играю с ним, потому что ему одному скучно».

Герой открывает перед всеми свою душу: «…было в его судьбе нечто непреодолимое, что фаталистически влекло его к самоуничижению и самопожертвованию, и он инстинктивно повиновался этому указанию, не справляясь об ожидаемых последствиях…», «…подлых мыслей у него нет – от этого он и к жизни приспособиться не может».

Но есть между щедринским и фольклорным дураком и различия. Герой «Сивки – бурки» скрывал свое истинное лицо под маской «дурака» сознательно. Он сам надевает на себя маску: «и такой стал молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать».

А герою щедринской сказки эту маску надевают окружающие, не считаясь с его волей.

Одевают ее родители: «Сколько раз и соседи папочку с мамочкой предостерегали:

- Уймите вы своего дурака. Большие он вам неприятности через свою глупость предоставит.

Но родители ничего не могли, только думали: «Легко сказать «уймите!», а как ты его уймешь? Как эти люди не понимают, что родительское сердце по глупому сыне больше даже, чем по умному, разрывается?»

«Родителей смущало…что он дурак особенный, за которого перед начальством ответить придется».

Маску «дурака» одевают учителя:

«-Садитесь! – молвит учитель, - печальная вам в будущем участь предстоит. Никогда вы государственным человеком не сделаетесь. Благодарите Бога, что он дал вам родителей, которые ни в чем не замечены, потому что, если б не это <…> Садитесь! И ежели можете, то постарайтесь не огорчать ваших наставников возмутительными выходками».

Одевает эту маску все общество: «Закон такой есть, чтобы дураков учить».

Создается ситуация как бы перевернутых отношений, когда нарушаются нравственные порядки. Но в фольклорной сказке эти нарушения носят временный характер, а в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина – постоянные. Причина состоит в том, что герой сказки Салтыкова-Щедрина живет не в идеальном сказочном мире, где есть закон и совесть, а в мире, где эти понятия утеряны. В такой ситуации и происходит нарушение сути дурацкой маски. Щедринский Иванушка живет в мире детства, в мире чистой, незамутненной души. Но этот мир детства не защищен от посягательств зла. Когда Иванушка воротился домой после долгого отсутствия, «он был бледен, худ и измучен». Где он был? Что видел? Вероятно, он увидел в мире ту черствость и завистливость в гораздо большем масштабе. И это отразилось в его душе, он не смог смириться с подлостью этого мира. «Пришел он домой и замолчал…так до смерти и осталась при нем кличка: дурак». Мир зла, мир чиновников и приспособленцев нанес ему душевную травму. Это предсказывал и «случайный прохожий: «настанет минута, когда наплыв жизни силою своего гнета заставит его выбирать между дурачеством и подлостью… не будет на свете другого такого несчастного человека, как он. Но и тогда, он предпочтет остаться дураком». Когда настала эта минута, Дурак исчез из дома. Промежуток времени от исчезновения до возвращения перед нами скрыт. Это прием умалчивания, который позволяет читателю самому додуматься, что же произошло с Иванушкой, который воротился «внезапно, точно так же, как и исчез».

В финале сказки фольклорный герой сбрасывает с себя маску «дурака», таким образом, происходит метаморфоза, где Иван-дурак становится Иваном-царевичем: «Он в левое ухо влез – напился, наелся, в правое – нарядился. И такой стал молодец…». Щедринскому герою не удается сбросить маску.

М.Е.Салтыков-Щедрин пытается нам показать, что если человек обладает исконной добротой, гуманностью, у него развито чувство долга, способность к совершению поступков, которые не приносят тебе выгоды, то легче назвать такого человека «дураком», чем постараться понять и принять его.

Итак, образ Иванушки-дурачка в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина максимально приближен к реальной действительности тем, что действует он не в отвлеченном фантастическом мире народной сказки. Но некоторые черты сказочного героя: помощь ближнему, «придуривание», - присущи и литературному герою сказки «Дурак».