Главная страница

Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности



НазваниеСоветы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности
Дата14.04.2016
Размер69 Kb.
ТипДокументы

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ОПРЯТНОСТИ И АККУРАТНОСТИ

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

С четырех лет дети в детском саду дежурят по столовой, а дома могут помогать сервировать стол. Им нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо знать, усвоить, что перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

С раннего возраста надо приучать ребенка снимать верхнюю одежду в прихожей. Для этого надо повесить отдельную вешалку на небольшой высоте, соответствующей росту, чтобы он был в состоянии самостоятельно повесить пальто, или куртку на вешалку и снять с нее. Обувь тоже должна ставиться в определенное место.

Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. И вы, товарищи родители, наши помощники в решении такой сложной задачи, как научить ребенка понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах, в транспорте.

Как видим, воспитание культурно – гигиенических навыков включает в себя широкий круг задач и для их успешного решения мы с вами используем такие приемы, как прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, а со старшими дошкольниками преобладают систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены и постоянное повышение требований к ним. От 6-7 летних детей нам с вами нужно добиваться точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Все необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересными, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Так с малышами. А как со старшими дошкольниками?

В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Оптимально сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, а в семье разнообразные сюжетные картины и символы. Совместно детский сад и семья сообщают детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формируют у детей представления о пользе физкультурных упражнений.

Все навыки по гигиене, аккуратности , опрятности прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет внешний вид окружающих их людей, взрослых. Мы с вами, уважаемые родители, постоянно должны помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому мы должны быть образцом для них.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям поручения. Например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния одежды, содержания личных вещей в шкафу, чистоты рук . Такими контролерами дети могут быть и дома, в семье.

Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то ест значительно опрятнее и т. д.)

НО! Воспитание опрятности и гигиены будет успешным лишь при единстве требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, сотрудниками детского сада, и , конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Есть немало примеров культурно гигиенических навыков, воспитываемых и в детском саду, и в семье. Они – начало аккуратности. И если они в дальнейшем будут укрепляться, - аккуратность станет чертой характера вашего ребенка.

 Умения и навыки при систематических грамотных воздействиях взрослого со временем перерастают в привычки, из которых по крупицам складываются черты характера, личность каждого ребенка.

 Со вкусом подобранное полотенце, что висит на специальном крючке в виде цветочка, яркая по расцветке расческа, расписной стаканчик для полоскания рта – все это вызывает положительный эмоциональный отклик в душе вашего ребенка. Он проникается теплым чувством к своим личным вещам, аккуратно обращается с ними. А вы культивируете эти чувства, подчеркивая необычность каждой вещи, напоминаете ему места их хранения, правила пользования.

ЗЕРКАЛО - ПОМОЩНИК В ВОСПИТАНИИ ОПРЯТНОСТИ.

В воспитании опрятности и аккуратности вашим помощником может служить и зеркало. Подведите ребенка к нему, покажите и расскажите, как опрятно выглядит он, когда волосы причесаны, нос в порядке, рубашка чистая и туфельки повернулись носиками друг к другу, радуются. У зеркала можно показать, как печально выглядит замаранное платье, как некрасиво, если на колготках появилась вдруг дырка.

  Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице. Обратите внимание, как гуляют на улице дети. Не только им, но и взрослым по душе зимние забавы, но ведь ребенок еще не понимает, что если после прогулки посмотреть на себя в зеркало, а увидеть там снежную бабу – это уже плохо. Нужно рассказывать, что плохо, если он не обходит лужи, лезет в грязь, хлопает лопаткой по воде, обрызгивая себя и других. Плохо и ему самому, и окружающим.

А часто ли мы, взрослые, контролируем ребенка, когда он собирается на улице выбросить ненужную бумажку, палку? Приучаем ли мы его пользоваться в таких случаях урной? Обратите внимание, сколько всяких призывов выставлено на улице:

«Не сорить», «Не курить», «По газонам не ходить» и т.д. Вдумайтесь, что за социальный симптом обнаруживается в этом? Чьи это просчеты в воспитании аккуратности, а вместе с тем и в этике поведения в общественных местах взывают ко всем нам?

ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННАЯ ОДЕЖДА ДЕТЕЙ - ПУТЬ К АККУРАТНОСТИ.

 Покупая одежду и обувь детям по росту, мы тем самым уже прививаем им навык опрятности. Ребенок еще не понимает, в чем дело, но по виду его вы можете заключить, как он себя неуютно чувствует в кругу весело скачущих сверстников, если на ногах его сандалии на два номера больше стопы. А сползающие колготки с ног, купленные не по росту… Да и мало ли какие наши взрослые огрехи вынужден терпеть он!

Но самая большая беда в том, что ребенок привыкает к этому и со временем начинает считать такое положение вещей вполне нормальным, до поры не замечая иронических взглядов окружающих. И в этом повинны взрослые, воспитывающие у  него неопрятность.

И еще один момент следует отметить в связи с одеждой детей. Одевая ребят, нужно обращать внимание на цветовую гамму вещей. Красивой одежды для наших детей на прилавках магазинов все больше и больше, а вот со вкусом одетые дети встречаются по-прежнему редко. Нельзя оправдывать необдуманные действия взрослых обыденностью повседневной одежды, оставляя за собою право любоваться со вкусом одетым ребенком в праздничные дни. Чувству прекрасного нужно приучать ребят с ранних лет, не делая из этого фетиша. Ведь малыши – это в скором будущем юноши и девушки, и чувство прекрасного не должно быть им чуждо и в мелочах. Этому следует приучать с самого раннего возраста.

  Мы все время спешим, нам постоянно некогда. А ребенок медленно одевается, разглаживает каждую складочку одежды, не обращая внимания на поторапливания мамы. Терпение мамы иссякает, и, махнув рукой на все педагогические предостережения, она быстро и ловко одевает его.

 Вот другой пример. Мама в восторге чмокает мальчика, который по одному ее слову лихо натянул на себя всю одежду. Не беда, что пуговицы передергивают полы кофты, а колготки вывернуты наизнанку – под курткой не видно. Зато сын оделся сам, оделся быстро, не задержал маму.

И в том, и в другом случае мамы потеряли много. В первом случае, поняв, что мама все делает быстрее и лучше, ребенок вообще откажется от самостоятельных действий, чем доставит много огорчений не только взрослым, но и себе. Ведь когда-то все-таки придется начинать все делать самому, и не так просто начинать с нуля в старшем возрасте, когда небрежно надетая кофточка становится предметом насмешек сверстников. Во втором случае обоих партнеров также не минует разочарование, когда неопрятность уже не скрыть под курткой, когда она начинает проявляться и в других действиях .

          Дети испытывают постоянный дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать.

УПРАЖНЕНИЯ В АККУРАТНОСТИ ПРОВОДЯТ ПАПЫ.

Папа решил сам заняться воспитанием сына. Довольно находиться под опекой женщин. У мальчика должен быть мужской характер. Пора ему понять: сам разбросал игрушки – сам и убери, придав своей комнате опрятный вид. Сын солидарен с ним и , полный рвения , бросается выполнять требуемое. Но игрушек много, и так хочется побыстрее их рассовать куда-нибудь, лишь бы не валялись по полу. А папа раздражается, что игрушки ставятся не на места, сидит и покрикивает. Сын начинает хныкать. Папа разочарован.

Что произошло? Произошло то, что папа переоценил силы и возможности сына, отмахнулся от предостережений, диктуемых особенностями возраста, которые заключаются в следующем: убрать большое количество он просто не в состоянии, так как однообразие действий быстро утомляет его.

Самое главное для ребенка – общение с любимым взрослым, совместные с ним действия, которые оказывают на поведение ребенка большее воздействие, чем командный тон, приказы. Нужно было папе просто вовремя прийти сыну на помощь, он бы это с благодарностью принял и правильно понял.

          Для закрепления навыков опрятности и аккуратности детям необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия. Действия, направленные на самообслуживание, ребенок выполняет, подражая взрослому, учась у него. В самостоятельной игре он закрепляет полученные знания.

           Сколько полезных советов можно ненавязчиво дать ребенку в процессе игровой деятельности. Увидев, что ребенок собирается кормить куклу, можно спросить: «А вы не забыли помыть руки? Где ваше полотенце?» Нужно вовремя  подсказать, похвалить, предложить. Следите, чтобы ваш ребенок не видел неряшливо разбросанных вещей.

Включаясь в совместные со взрослым действия, ребенок получает удовольствие, слыша похвальные отзывы о собственных действиях, старается повторить эти действия, чтобы еще раз увидеть радостные лица любимых людей.