Главная страница

Средства музыкальной выразительности



Скачать 390.43 Kb.
НазваниеСредства музыкальной выразительности
страница1/4
Дата16.03.2016
Размер390.43 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


  1. Мир музыки. Роль музыки в жизни человека. «Музыка – универсальный язык человечества» Лонгфелло

Цитаты о музыке: _______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


  1. Мифы и легенды о музыке.

Аполлон и девять богинь – муз:

1) Эвтерпа- муза лирической поэзии и песен.

2) Каллиопа- муза эпической поэзии.

3) Полигимния-муза священных гимнов.

4) Эрато – муза любовной поэзии.

5) Терпсихора – муза танца.

6) Талия – муза комедии.

7) Клио- покровительница истории.

8) Урания-покровительница астрономии.

9) Мельпомена – муза трагедии
Легенда об Орфее.

К. Глюк. Опера «Орфей» Мелодия флейты.

Характер__________________________________________________________


  1. Музыкальный язык

П. Чайковский Балет «Спящая красавица». Интродукция

Тема феи Карабос и тема феи Сирени.

Тема феи Карабос

Характер _________________________________________________________

Музыкальный язык_________________________________________________

Тема феи Сирени

Характер__________________________________________________________

Музыкальный язык _________________________________________________
Музыкальный язык богат и разнообразен.

Он включает мелодию, лад, ритм, гармонию, тембр, динамику, темп, штрихи, фразировку.

Д/З 1.Подобрать цитаты о музыке.

2. Найти и принести легенду сказку о музыке


Средства музыкальной выразительности

Мелодия
Мелодиязаконченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.
А. Шаинский «Песенка крокодила Гены»

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.
2. Мелодия вокальная и инструментальная.

а) Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.

В. Беллини Ария Нормы «О богиня» из оперы «Норма».

Ш. Гуно – Бах Ave Maria

б) Речитатив (итал. «декламировать» - полуговор, полупение).

М Мусоргский Вокальный цикл «Детская». «В углу».

Определите вид мелодии в следующих примерах:

С.Рахманинов Вокализ __________________________________________

М.Глинка «Ночной смотр» _______________________________________


Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.
Детская песенка «Веселые гуси»

ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных аккордов».

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»
В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Знакомо вам это сочинение? Вспомните сочинение Ш. Гуно – И.С. Баха «Аве Мария»
Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику
ФАКТУРА
Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.

ВИДЫ ФАКТУР


  1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.

Роберт Шуман Хорал

  1. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

П. Чайковский Шарманщик поет

  1. Полифонический склад или фактура (поли – много, фоно – звук) – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.

И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
Определите виды фактур в музыкальных примерах:
П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утреннее размышление»

Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

Различают фактуры, характерные для различных жанров:

Марш Полька Вальс Колыбельная

Рассмотрим разнообразие фактур в этюдах Ф.Шопена
Д/З Сыграть детскую песенку «Савка и Гришка» в фактуре марша, польки, вальса, колыбельной

МЕТР. РИТМ
МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.

Пульс сердца. Маятник часов.
А. Островский «Есть часы во всех домах»
С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов
Метроном
РИТМ ( греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.
Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.
Вычеркните музыкальные символы, которые не относятся к ритму:
_____________________________________________________________
У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, Закавказья)
Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

Д/З Выбрать музыкальные шаги: лебедя, слона, белочки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РИТМ ТЕМП
Существуют различные ритмоформулы танцев:


2/4




Полька

2/4





Краковяк

3/4





Мазурка

3/2





Сарабанда

3/4





Полонез

6/8





Сицилиана

6/8





Тарантелла

3/4





Вальс



Викторина по танцам:

1._________________ 2___________________ 3_________________
4_________________ 5____________________ 6 ________________
Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

Медленные темпы Очень медленные темпы

Andante -спокойно Largo - широко

Sostenuto - сдержанно Lento - медленно

Умеренные темпы Adagio - медленно

Moderato - умеренно Быстрые темпы

Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро

Vivo – очень скоро

Presto- очень скоро
А.Петров Балет «Сотворение мира»

«Сотворение Адама» ______________________________________

«Веселая погоня» _________________________________________

ТЕМБР
ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.

Певческие голоса разделяются на три группы, в зависимости от высоты звучания.





Женские голоса


Мужские голоса

Высокий

Сопрано

Лирическое

Драматическое

Колоратурное

Тенор

Лирический Драматический


Средний


Меццо-сопрано

Баритон

Низкий


Контральто

Бас


Викторинка. Определяем тембры голосов:
1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________
Выдающиеся певцы:
Бас: Федор Шаляпин, ______________________________________________

______________________________________________________________

Баритон: Дм. Хворостовский ______________________________________

Тенор: В. Лемешев ______________________________________________

______________________________________________________________
Сопрано: Т. Милашкина __________________________________________

_______________________________________________________________

Меццо-сопрано: Е. Образцова _____________________________________

______________________________________________________________

Контральто: З. Долуханова, Т. Синявская ___________________________
Д/З 1. Выучить тембры певческих голосов

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Сергей ПРОКОФЬЕВ «ПЕТЯ И ВОЛК»
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.


Деревянные

духовые

Медные

духовые

Ударные

Струнные

Флейта

Гобой

Кларнет

Фагот

Труба

Валторна

Тромбон

Туба

Литавры

Барабаны

Ксилофон

Тарелки

Гонг

Бубен

Колокола

Скрипки

Альты

Виолончели

Контрабасы


В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.
Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.

Клавир – переложение оркестровой музыки для исполнения на фортепиано.
Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку «Петя и волк». Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, исполняемый одним и тем же инструментом.
Пионер Петя – струнные инструменты
Птичка –флейта
Утка – гобой
Кошка – кларнет
Дедушка – фагот
Волк – три валторны
Охотники – ударные (литавры, барабаны)


ШТРИХИ ДИНАМИКА РЕГИСТР
ШТРИХИ – (нем. – линия, черта) или артикуляция – способ извлечения звука.


  1. Легато – связно

  2. Нон легато – не связно

  3. Стаккато – отрывисто


Викторинка. Определить штрихи в следующих произведениях
П. Чайковский «Итальянская песенка» _______________________________

Р. Шуман Солдатский марш ______________________________________

Д. Кабалевский Ёжик»____________________________________________
ДИНАМИКА или динамические оттенки (нюансы) (фр. оттенки) – громкость исполнения музыки.
Диминуэндо _________________или постепенное уменьшение силы звука

Крещендо ___________________ или постепенное увеличение силы звука

Акцент (лат. – присоединение к пению) – громкое выделение звука или аккорда

Разобрать динамические оттенки в оркестровом вступлении к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
________________________________________________________________
РЕГИСТР (лат. – список, перечень) – часть инструмента или певческого голоса. Различают высокий, средний и низкий регистры.
Викторинка. Определить регистр в следующих произведениях:
К. Дебюсси Колыбельная Джимбо ____________________________________
М. Глинка «Жаворонок»__________________________________________
А. Островский «Спят усталые игрушки» _______________________________
М. Мусоргский «Картинки с выставки» «Два еврея»

Регистры: _________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

Фортепианный цикл «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Пётр Ильич Чайковский – замечательный русский композитор, автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний, оркестровых произведений, более 100 романсов.

Живя летом 1870 года на Украине, в имении своей сестры, Чайковский много общался с её детьми. Под впечатлением этих встреч и воспоминаний о своем детстве в 1878 году композитор написал фортепианный цикл «Детский альбом». В нем 24 пьесы. Это один день в жизни ребенка. Все пьесы имеют названия и являются образцами программной музыки.
1 «Утренняя молитва» («Утреннее размышление»)

Характер ____________________________________________________

Лад ____________________Фактура_____________________________

Штрихи ____________________ Темп ____________________________
2 «Зимнее утро»

Ваши впечатления _____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3 «Игра в лошадки»

Характер _____________________________________________________

Штрихи __________________________ Темп __________________________

Фактура_________________________ Динамика________________________
4 «Мама»

Музыкальный образ _______________________________________________

_______________________________________________________________

5 «Марш деревянных солдатиков»

Характер _______________________________________________________

Образ _________________________________________________________

Форма ___________________________ Темп ________________________

Ритм __________________________________________________________

Динамика ______________________________________________________
6 «Болезнь куклы»

Характер ______________________________________________________

Лад ______________________ Ритм ________________________________

Форма ________________________________________________________

Темп __________________________________________________________

Музыкальный образ _____________________________________________

_________________________________________________________________

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

7 «Похороны куклы»

Характер _____________________________________________________

Жанр ___________________________ Темп ________________________

Мелодия кантилена или речитатив (подчеркнуть)

Фактура _______________________ Лад _____________________________

Форма __________________________________________________________
8 «Вальс»

Характер ______________________________________________________

Образ _________________________________________________________

Размер ___________________Фактура ________________________________

Лад ______________________Форма______________________________
9 «Новая кукла»

Характер _______________________________________________________

Образ_________________________________________________________

Темп____________________ Размер ___________Форма __________________
10 «Мазурка»

Мои впечатления ________________________________________________

_______________________________________________________________

11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»

Образ: звучание удалого мужского хора.

Фактура: подголосочная полифония.

Лад то мажор, то минор – ладовая переменность
12 «Мужик на гармонике играет»

Это маленькая музыкальная сценка.

Что вы представили? ___________________________________________

______________________________________________________________

Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!
13 «Камаринская»

В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования. М.И. Глинка использовал данный напев в оркестровой фантазии «Камаринская»

Нарисуйте узор знаменитой росписи ( Палех, Хохлома, Жостов, Гжель и т.д.)




П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

14 «Полька»

Характер_____________________________________________________

Размер _______________Форма___________Регистр _________________
15 «Итальянская песенка»

Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.

Характер _______________________________________________________

Фактура _______________________________________________________
16 «Старинная французская песенка»

Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.
17 «Немецкая песенка»

Жанр крестьянского танца лендлера.

Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.

Характер______________________________________________________

Размер _________________________ Форма _________________________

18 «Неаполитанская песенка»

Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»
19 «Нянина сказка»

Штрихи__________________________________________________________

Образ__________________________________________________________

20 «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________
21 «Сладкая грёза»

Характер______________________________________________________

Размер _____________Форма____________ Мелодия ____________________

Ваши мечты ____________________________________________________

_______________________________________________________________

22 «Песня жаворонка»

Регистр ___________________________________________________________

23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.

24 «В церкви»

Характер_______________________________________________________

Фактура _________________________________________________________

Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»

РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)
«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)
Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель,пианист. Для творчества композитора характерны циклы программный миниатюр. Это «Бабочки», «Карнавал». Шуман автор 4 симфоний, оперы «Геновева», камерно-инструментальных произведений

Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес),«Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)

Рассмотрим некоторые из пьес цикла:
2 «Солдатский марш»

Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ________________________________________________________________________________________________________________________________
16 «Первая утрата»

Характер______________________________________________________

Музыкальный образ ____________________________________________
18 «Смелый наездник»

Характер ______________________________________________________

Форма ________________Регистр 1ч. _______________2ч. ______________
25 «Отзвуки театра»

Ваши впечатления _______________________________________________

_______________________________________________________________
10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Характер _______________________________________________________

Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)
  1   2   3   4