Главная страница

Учителя истории гбоу оош с. Хорошенькое



Скачать 117.7 Kb.
НазваниеУчителя истории гбоу оош с. Хорошенькое
Дата16.04.2016
Размер117.7 Kb.
ТипАнализ

Система работы

учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

муниципального района Красноярский Самарской области

Черняевой В.П.

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

В настоящее время приходится сталкиваться с типичной, на мой взгляд, проблемой современного образования – снижение интереса у школьников к самому процессу обучения. Обучение кажется трудным и скучным для детей. Это проявляется, в том числе и в низкой мотивации к изучению школьного курса истории.

Анализ КЗУ учащихся по предмету история позволил выявить ряд проблемы:

  • Недостаточный уровень познавательной активности ведет к снижению уровня обученности и качества знаний.

  • Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося ведет к снижению интереса к предмету.

  • Проанализировав проблемы, я сделала выводы о необходимости:

  • Ориентирование учебного процесса на развитие личности ученика, развитие его познавательных способностей, а соответственно, познавательной активности.

  • Развитие индивидуальной траектории обучения каждого ученика, его творческого потенциала.

  • Внедрение новых современных технологий обучения, как условие самореализации обучающихся, повышения их уровня обученности и качества знаний.

Ведущей идеей педагогической системы работы является: «Развитие мотивации к изучению предмета и познавательной активности школьников, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии средствами ИКТ».

Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, учащийся должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск и обработку получаемой информации. Фактически от него требуется умение творчески мыслить и принимать решения.

Внедрение в процесс образования информационно– коммуникационных технологий позволяет не только вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс и вести совместную работу в сотрудничестве, но и развивать навыки и умения для свободного доступа к информационным ресурсам, формирования своего собственного независимого аргументированного мнения, что в конечном итоге будет способствовать формированию конкурентно способной личности.

Проблема использования наглядности на уроках истории является "вечной». При изучении далекого прошлого в большинстве своем можно только представить или вообразить в своем первозданном виде. Всплеск интереса к этой теме, в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, B. C. Мурзаев).

В своей практике на уроках истории часто использовала различные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары). Для повышения интереса к предмету, активизации познавательной деятельности, наглядности и лучшего усвоения программного материала много лет использовала традиционные технические средства обучения.

Одним из эффективных способов организации деятельности на таких уроках являлась коллективная форма работы. Накопленный опыт предыдущих лет показывает, что она способствует развитию мышления, интересов и склонностей учащихся, реализует их потребности в общении со сверстниками.

Преподавание истории на современном этапе без широкого использования различных методов и средств является сложной задачей.

Информационные источники, предлагаемые СИПКРО, дают возможность оценить достоинства использования информационных технологий. Свидетельством тому являются программные средства и системы, реализованные на базе мультимедиа (авторы И.В.Роберт, П.И. Самойленко), опыт работы кафедры ИТ СИПКРО по созданию основ конструирования урока с использованием средств информационных технологий (авторы Брыксина О.Ф., Алексеева Е.В. (МЦИО)).

Изучив классификацию педагогических технологий Г.К. Силевко, адаптивную системы обучения – АСО (А.С. Границкой), коллективные способы обучения - КСО (Ривина А.Г., Дьяченко В.К.), пришла к выводу, что целью информационно- коммуникационных технологий является формирование знаний, умений и навыков учащихся, через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий повысить уровень познавательного интереса у школьников, активизируя и учебно-познавательную деятельность, путем предоставления доступа к нужной информации. Уменьшается объем фронтальных форм организации деятельности школьников на уроке. Изученная методическая литература, опыт работы учителей истории, применяющих успешно информационные технологии в образовательном процессе, для развития познавательной активности на уроке стали базовой основой педагогической системы работы.

Применение информационных технологий целесообразно осуществлять предусматривающей несколько технологий:

  1. Информационная поддержка предмета:

Изучив проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru/about.page, разработав и проведя ряд уроков, пришла к выводу, что данный проект действительно обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов по истории различного типа за счет использования единой информационной модели, основанной на стандарте LOM. На всех этапах уроков по истории целесообразно использовать открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Модульная система (OMC) позволяет объединить электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение учебной задачи на уроке. Это дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на этапах: изучения нового материала, закрепления, контроля http://eor.edu.ru/search.page?phrase=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

Первоначально, такая форма обучения на уроках, заинтересовала учащихся при усвоении учебного материала, однако затем у них появились потребности и желание познать учебный материал в большем объеме и применить его на практике. При этом важно начать урок с формирования мотивации. Важным показателем является быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.

Для этого лучше всего использовать следующие мотивы:

а) Познавательные:

1. Широкие (овладение знаниями).

2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

б) Социальные:

  1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).

  2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

  3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Использование на уроках стандартного программного обеспечения (“Энциклопедия истории России”), электронных учебников (“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”), информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru) , http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.8 , также позволяет повысить познавательный интерес у учащихся.

  1. Разработка уроков с использованием мультимедиа-проектора, тщательно подобранного видеоряда помогающего иллюстрировать теоретический материал.

Презентации необходимо создавать как слайд-фильм урока. Подбираю для презентации нужные к уроку исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, содержащие информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря:

  1. Цветные рисунки и фото в презентации – позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни.

  2. Видеофрагменты — выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам.

  3. Анимации короткие (упрощенные) — содержат всплывающие подписи.

  4. Вспомогательный материал — справочные и обобщающие таблицы.

  5. Задания с выбором ответа— позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео - и анимационные фрагменты.

  6. Задания с реакцией на ответ – появление на экране «реакций» на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счет придания ему эмоциональной окраски.

  7. Вспомогательный материал— справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления — если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

Презентации на уроке целесообразно применять как для фронтальной работы на уроке, так и индивидуально для учащихся. Широкое использование дифференцированного подхода в обучении истории, ведет к активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

На таких уроках появляется больше количество времени, которое можно использовать для дополнительного пояснения материала. Но демонстрацию исторических событий, фотоматериалов рассматриваю не как замену работы с текстом учебника, а как его дополнение. Навыки работы с текстом помогают критично воспринимать и систематизировать всё нарастающий поток информации современного мира. Общение человека с прошлым через текст, а также постоянное столкновение авторских позиций на уроках учит учащихся терпимости. Обсуждение версий и исторических проблем, споры и дискуссии на уроках, защита своей позиции формирует у учеников коммуникативную культуру. Подобная система работы у учеников формирует историческое мышление.
При объяснении нового материала и повторении пройденного, а также организации текущего контроля знаний обязательно следует использовать презентации.

  1. Использование информационных технологий для индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

При подготовке и проведении урока с использованием информационных технологий обучения, прежде всего, необходимо учитывать характер изучаемого материала и подготовленность учащихся к работе. Для этого составляются разноуровневые дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, чтобы они были направлены на формы активного обучения, которые будут способствовать достижению поставленной цели обучения – формирование учебных, коммуникативных навыков и умений у школьников.  

Материалом для работы служат интернет каталоги, библиотеки, методические разработки, тематические сайты:

Порталы, каталоги

  1. Historic.ru: исторический портал http://historic.ru/

  2. Хронос: всемирная история http://www.hrono.ru

  3. Юридическая Россия: федеральный правовой портал http://www.lawportal.ru

Библиотеки

  1. Античность и Византия: библиотека http://miriobiblion.narod.ru/

  2. Виртуальная библиотека по истории государства и права http://www.stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm

  3. Из архивов русской революции http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm

Виртуальные музеи

  1. Первобытное искусство http://vm.kemsu.ru/

  2. Государственный Исторический музей http://www.shm.ru/

  3. Эрмитаж http://www.hermitage.ru/

  4. Сокровища мирового искусства http://www.bergerfoundation.ch/

  5. Владимиро-Суздальский музей-заповедник http://www.museum.vladimir.ru/

Тематические сайты

  1. Учебно-методический комплекс "Эпоха Петровских преобразований" http://www.history164.narod.ru

  2. Вторая Мировая война: история http://ww2.kulichki.ru/

Еще предстоит провести ряд мониторингов, тестов по результатам данной системы работы

Но уже сейчас можно сделать первые аналитические выводы:

  1. Использование в обучении информационных технологий ведет к повышению интереса к предмету. Диаграмма 1 «Динамика ЗУН школьников», показывает, что применение ИКТ на уроках вносит существенные качественные изменения в уровень знаний, умений и навыков учащихся. В классах наблюдается явная положительная динамика в повышении мотивации школьников, возрос интерес к изучаемому предмету, что в конечном итоге сказалось на повышении успеваемости.

Диаграмма 1.

Динамика ЗУН школьников по истории.



  1. Высокий уровень наглядности уроков, способствует динамизму учебного процесса, ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу.

  2. Использование современных технологий обучения формирует у школьников стойкие познавательные интересы, развивает умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, с последующим применением на практике.

  3. Использование мониторинга эффективности работы, основным критерием которого является: изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории показал, что учащихся 5-9 классов привлекает самостоятельная работа по моделированию процессов с использованием ИТО. Учитывая эти результаты, необходимо активно применять формы уроков с предоставлением школьникам большей самостоятельности.

Диаграмма 2.

Изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории.



  1. Использование информационных технологий на уроках, позволяет повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время, стимулирует переход от традиционно пассивной формы восприятия учащимися информации к ее активному поиску, способствует расширению кругозора учащегося, развитию творческой личности, формированию коммуникативных навыков.

Диаграмма 3.

Использование учебного времени на уроке.



Затрачиваемое время на изучение нового материала. Во время проведения уроков с ИКТ во всех классах было зафиксировано экономия времени в среднем на 5 минут. Также было зафиксирована общая экономия времени урока, за счет уменьшения времени затрачиваемого на усвоение нового материала и контроль усвоения знаний.

  1. Делают из пассивных слушателей активных деятелей.

  2. Придают учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.

  3. Способствуют обновлению содержательной стороны предмета история;

  4. Индивидуализируют процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Деятельность на уроке с использованием СОТ направлена на укрепление здоровья. Смена учебной деятельности, чередование фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, препятствует переутомлению учеников, благотворно влияет на восстановление умственной способности, повышает эмоциональный настрой учащихся.
Используемая литература:


  1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168

  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

  3. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

  4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании А.И. Яковлев. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf ... 4d005253d0
    2.www.ict.edu.ru/vconf/index Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Пензенский Центр Федерации Интернет – образования. ИТО – 2003/Секция 8

  5. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. М.:ВНТИЦ, 2000. – 104 с.

  6. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

  7. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.

  8. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004 №3

  9. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.

  10. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

  11. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.

  12. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

  13. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

  14. Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.

  15. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.

  16. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.

  17. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.