Главная страница

Урок-исследование. Автор: Осипова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы



НазваниеУрок-исследование. Автор: Осипова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы
Дата16.04.2016
Размер445 b.
ТипУрок


Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена». Урок-исследование.

  • Автор: Осипова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы

  • МОУ Митрофановской сош Кантемировского района

  • Воронежской области


Постмодернизм – это искусство, которое передает ощущение кризиса познавательных возможностей человека и восприятия мира как хаоса, управляемого непонятными законами или просто игрой слепого случая и разгулом бессмысленного насилия.



Людмила Стефановна Петрушевская Род. 26 мая 1938 года в Москве



Творчество Л.Петрушевской

  • Первое опубликованное произведение рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора».

  • Пьесы: «Уроки музыки», «Любовь», «Квартира Коломбины» и др.

  • Сказки как для и детей: «Жил-был будильник», «Сказки, рассказанные детям», «Маленькая волшебница», «Кукольный роман».

  • Сценарии к мультфильмам: «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», «Краденое солнце», «Сказка сказок», «Заячий хвостик», «Поросёнок Пётр» и др.

  • Сценарии для фильмов: «Любовь» (1997), «Свидание» (2000).



Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».

  • Первичные впечатления

  • Простой сюжет.

  • Мрачное настроение.

  • Легко разделить героев на положительных и отрицательных.

  • Характер героев статичен.

  • После неизвестной болезни выживают достойные.

  • Жанр – антиутопия.



Римейк - это прием художественной деконструкции (от греч. «анализ») известных классических сюжетов художественных произведений, в которых авторы по-новому воссоздают, переосмысливают, развивают или обыгрывают его на уровне жанра, сюжета, идеи, проблематики, героев. «Римейк есть цитата, но цитата переосмысленная" .



Признаки литературы постмодернизма.

  • Сильно преувеличены масштабы катастрофы.

  • Характеры героев гиперболизированы.

  • Герои произведения – одиночки, до них никому нет дела.



Признаки постмодернизма.

  • Двойное кодирование – угадывание в тексте отзвуков других произведений.

  • За двойным кодированием угадывается четвертый сон Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  • Он [Раскольников] пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных.



Признаки постмодернизма.

  • Интертекстуальность - диалог старого и нового текста.

  • Рассказ Петрушевской интертекстуален:

  • неизвестная вирусная болезнь у Петрушевской и «моровая язва» у Достоевского;

  • у Петрушевской остаются в живых немногие, которые приобрели иммунитет, у Достоевского – выживают избранные. В обоих случаях происходит своеобразное очищение мира.



Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».

  • Первичные впечатления

  • Простой сюжет.

  • Мрачное настроение.

  • Легко разделить героев на положительных и отрицательных.

  • Характер героев статичен.

  • После неизвестной болезни выживают достойные.

  • Жанр – антиутопия.



Коллаж.



Коллаж.



Синквейны.

  • Девочка.

  • Непосредственная, чистая.

  • Спасает, болеет, выживает.

  • Она – надежда будущего.

  • Духовность возродит мир.

  • Кошка.

  • Таинственная, умная.

  • Страдает, любит, спасает.

  • Интуитивное выше рационального.

  • Любовь сильнее смерти.



Синквейны.

  • Отец.

  • Оторопевший, оступившийся.

  • Ест, грабит, убивает.

  • Умирает, ни о чем не думая.

  • Очистится от них Земля.

  • Мама.

  • Слабая, бездеятельная.

  • Кричит, плачет, подчиняется.

  • Не может даже помочь дочери.

  • «Жизнь уж их страшит, как новый путь без цели».



Итог урока.

  • «Постмодернизм, - как писал В.Ерофеев, - это переход в состояние, когда читатель становится свободным интерпретатором и когда писатель не бьет его по рукам и не говорит: «неправильно читаешь, читай иначе», - это момент высвобождения, и в этом смысле постмодернизм на сегодняшний день – достижение свободы в литературе».