Главная страница

Урок литературного чтения во 2 классе А. Гайдар «Ёлка в тайге»



Скачать 70.83 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 классе А. Гайдар «Ёлка в тайге»
Дата12.03.2016
Размер70.83 Kb.
ТипУрок

Урок литературного чтения во 2 классе

А.Гайдар «Ёлка в тайге»

(УМК «Начальная школа 21 века»)
Учитель: Куцуева Ирина Константиновна, МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска ХМАО-Югры
Задачи:

Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) чтение с остановками

б) анализ сюжета

Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, автора, тему.

Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.

Создать условия для положительной мотивации к учению посредством чтения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

 Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование урока:

  1. Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 1 часть, 2 класс

  2. Компьютерная презентация

  3. Выставка книг А.П.Гайдара.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

-приветствие;

-эмоциональный настрой;

-Ребята, я вижу у вас хорошее настроение. А с хорошим настроением легче работать. Тогда начнем.

Рассмотрите запись на доске. Метель немного замела её, но думаю, вы сумеете прочесть.

-Кому это удалось?

На доске надпись: С новым годом! (слайд №1)

Организация устной работы, направленной на расширение лексического запаса и введение новых слов в активный лексикон.

А) Игра «Подбери словечко»

-Вы наверное, догадались, что не зря метелица поздравила нас с наступающим праздником. Ведь скоро наступает Новый год. Самый волшебный праздник.

-А какие прилагательные вы бы подобрали к слову праздник.

Праздник (какой?) – чудесный, веселый, семейный, интересный, радостный, сказочный, волшебный.

-Молодцы!

-А знаете ли вы, что является главным символом Новогоднего праздника?

(Если возникли затруднения, загадывается загадка)

Она нарядна и стройна.

Зелененькая челочка

Пришла на праздник к нам.

Её зовут все ….(ёлочка)

Б) Словесное рисование предметов.

Упражнение в составлении сравнений.

-Давайте попробуем описать Новогоднее деревце, используя сравнения, приведенные на доске. Если есть свои мысли, высказывайте их.

На доске: (слайд № 2)

Слово мостик сравнение

Елочка словно Девочка в зеленой шубке

Фонарики как-будто звездочки в ясную ночь

Игрушки хрустальные сосульки

Украшение серебряный дождь

Модница в нарядном платье
Сообщение темы урока и цели урока:

-Ах какая нарядная получилась у нас елочка. И нарядили её вы сами, красиво описав новогоднюю модницу.

-Предположите о чем сегодня прочитаем на уроке?

( ответы детей)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое тоже посвящено подготовке к празднику. Написал это произведение известный писатель Аркадий Гайдар.

(слайд № 3) Демонстрация портрета, обложки книги с названием произведения писателя.)

-Произведение называется «Ёлка в тайге»

Стадия осмысления.

Знакомство с биографией писателя.

-Ребята! Биографию Аркадия Гайдара считают необыкновенной, словно вспышка. Он прожил короткую, но яркую жизнь.

Аркадий Петрович Гайдар в Курской области. Детство прошло в городе Арзамас.( слайд) В 1918 году, в 14 лет пошел в армию, где был командиром роты, а в 17 лет- командовал полком. (слайд №4)

В 1924 году после болезни он ушел из армии. Вот тогда и начал писать книги. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт военным корреспондентом. А в октябре 1941 года он погиб в схватке с фашистами.

Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие – свои книги.

«Голубая чашка»

«Дальние страны»

«Тимур и его команда»

«Военная тайна»

«Дым в лесу» (слайд №5)

Героями его произведений были в основном дети. По некоторым произведениям сняты художественные фильмы.
-Ребята, а теперь давайте познакомимся с произведением.

(На столе лежат книжки-самоделки).

-Обратите внимание на название произведения.

-Все ли слова в нем вам знакомы? (нет)

-Как вы понимаете значение слова – тайга.( объяснения детей)

-А где мы можем найти значения незнакомых слов? (толковый словарь, после рассказа)
Словарная работа. ( слайд № 6)

Папиросная бумага- очень тонкая и прозрачная. (демонстрация бумаги)

Радиоприемник- аппарат для приема звуков, сигналов по радио.

Тайга- густой хвойный лес

Не ахти какие-

Перевести дух-
-Предположите, о чем может быть произведение, прочитав название рассказа? ( ответы детей)

Чтение с остановками.

Чтение учителем первой части.

-О чем мы с вами прочитали?

-Как зовут мальчиков?

-А с какими героями еще встретили?

-Как вы думаете, для чего они мастерили игрушки?

-А из чего они мастерили игрушки мальчики? Прочитайте из текста.

-Как автор образно назвал подготовку к празднику, чтобы показать важность и серьезность? (игрушечная фабрика, свечной завод)

-Какие игрушки смастерили Чук и Гек? Перечислить.

-А как вы думаете, из прочитанного, была ли у них ёлка?

-А предположите, если бы у них не было елки?

-А где бы они могли ее взять? ( Сходить в лес)

-Узнаем, что было дальше?
Чтение второй части.

-Кто привез из лесу елку?

-Какая она была?

-Найдите ее описание в книге.

-Предположите, как они встречали новый год в глухой тайге?

Чтение третье части

-Чем занимались дети во время праздника? ( прочитайте в тексте).

-Как веселились взрослые? (Устроили настоящий концерт)

-Как автор описывает праздник?

Физминутка

Две сороки белобоки

Дружно делали уроки

( два хлопка перед собой, два хлопка о колени)

Все читали и читали

И от этого устали

( потянуться)

Встали по порядку сделали зарядку

( руки вверх, в стороны)

Крылья расправляли

По комнате летали

Присели столько раз,

сколько пальчиков у нас.

Влево вправо повертелись

За уроки снова сели.
Чтение четвертой части

-Почему новый год это всеобщий праздник? Докажите чтением отрывка из текста.

Беседа по содержанию текста

-Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположение:

-О чем этот рассказ?( ответы детей)

-Как вы думаете, понравился ли детям праздник в тайге? Почему?

-Какое настроение вызвал у вас рассказ?

-А теперь, посмотрите на доску. Прочитайте пословицы и скажите.

-Какая пословица соотносится с содержанием нашего рассказа. Почему?

(На доске пословицы слайд № 7)

-Маленькая дружба лучше большой ссоры.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

-Добрая семья прибавит ума-разума.

Вы правы к этому рассказу подходит вторая пословица. Новый год это традиционно семейный праздник.

Итог урока:

-Когда автор описывал праздник, можно ли сказать, что все радуются? Почему? (слайд №8).

-Ребята, а если вы хотите узнать, как попали Чук и Гек в тайгу, и какие события происходили в их жизни, то вы можете взять книгу А.П. Гайдара с этим рассказом в библиотеке и прочитать его полностью.

Рефлексия

В начале урока мы говорили о символе нового года.

-Так что является символом праздника. Напомните. ( елка)

Синквейн. ( работа в парах).

-Ребята, составьте синквейн по существительному ёлка.
Перед вами на доске тоже изображена елка. А на парте лежат кружочки желтого и красного цвета.

- На уроке мне было интересно- желтый шарик.

-На уроке мне было скучно- красный шарик.

Посмотрите, у нас получилась красивая, новогодняя красавица.

Ребята! Вы все очень хорошо работали на уроке. С наступающим новым годом вас!

Перед вами на столе лежат книжки по которым мы работали на уроке.

Домашнее задание: нарисовать обложку к вашим книжка-малышкам.

Спасибо. Урок окончен.