Главная страница

Урок музыки, 3 класс, 3 четверть. Тема урока: в музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков)



Скачать 101.24 Kb.
НазваниеУрок музыки, 3 класс, 3 четверть. Тема урока: в музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков)
Дата10.04.2016
Размер101.24 Kb.
ТипУрок

3 Урок музыки, 3 класс, 3 четверть.
Тема урока: В музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков) .

Цель: знакомить с оперой как формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.
Универсальные учебные действия:

  1. Настроить детей на эмоциональное восприятие оперы.

  2. Знакомство с народными обрядами, представленными в сценах оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".

  3. Уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.

  4. Учиться использовать полученные знания при прослушивании музыкальных произведений;

  5. Стремиться к эмоциональному исполнению весенних песен, используя радостный характер, звонкие голоса, улыбки на лицах.

  6. Учиться анализировать отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

  7. Закрепление исполнительской фольклорной манеры исполнения песен.

Результат: осознание ценности полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, живописи.

Музыкальный материал: Вступление к опере

• Ария Снегурочки

  • Третья песня Леля

• Каватина Берендея

Фрагменты народных обрядовых песен


.



Этапы урока и цели

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые виды УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

I. Эмоциональный настрой.

Цели:

  1. Создать эмоциональный настрой на восприятие темы урока.

  2. Подвести детей к осознанию темы урока.


















II.Художественное восприятие оперы.

III.Слушание музыкальных фрагментов оперы

IV. Художественное восприятие и художественный анализ

Цель:

  1. Подготовка к восприятию средств художественной и музыкальной выразительности

(контраст, повторение, настроение)

V. Анализ отрывка муз. произведения из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

VI. Рефлексивный анализ.

Цель: создание условий для личной рефлексии каждого учащегося.

VII. Художественное исполнение весенних песен.

Цели:

1)Создание условий для коллективной творческой импровизации

2) Стимулирование творчества


Вход в класс под музыку. Звучит «Вступление к опере Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков

Свободное высказывание

Выполнение дыхательных упражнений «Ладошки», «Кулачки», «Насос»

"Во поле береза стояла» поют эту песню вместе приемом канон

Определение темы урока.

Снегурочка

Восприятие информации

Свободное высказывание

Деление на группы

Слушание: музыкальный фрагмент Вступления к опере.

Свободное высказывание

О средствах музыкальной выразительности. Анализ фрагмента.

Физминутка «Руки-ноги»

Слушание музыкального фрагмента оперы «Третья песня Леля».

Группа «художников»

Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту

Слушание музыкального фрагмента «Ария Снегурочки»

Ответы детей работающих в группе

Самостоятельная работа с учебником.

демонстрация на экране видеофрагмента оперы «Снегурочка»

(Ответы детей)

(Ответ детей)

(Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки)

Исполнение песни. «Мамина улыбка»

Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Сказку забывать нельзя, она может обидеться и не рассказать нам много интересного.
Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлом уроке мы слушали замечательную музыку из оперы….. композитора …..(ответы детей) и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.

Дыхательная гимнастика

Например: (Звучит на фортепиано тема "Во поле береза стояла") .

Русская народная песня «Во поле берёза стояла» звучит в финале 4 симфонии П. И. Чайковского.

Молодцы, ребята!, а мы продолжаем путешествие в далекое прошлое и знакомимся с традициями русского народа, на примере еще одной сказки.

Слайд «Снегурочка» Васнецова

Кто скажет , кто изображен на репродукции?

Верно, значит о ком мы будем сегодня говорить?

Мы будем знакомиться с оперой "Снегурочка".

Нам с вами хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». В 1873 году русский драматург А. Н. Островский написал сказку «Снегурочка» (взяв за основу русскую народную сказку). А в 1881 году Н. А. Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка» (но уже взяв сюжет сказки А. Н. Островского) .

Опера – синтетический вид искусства. Она объединяет в себе театральное действие, декоративное оформление, музыку и вокал.

Опера перенесет нас в другой мир. Мы увидим и лес, и сказочные палаты. Опера создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд.

Либретто, так называется литературный текст, который пишется к опере, либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.

А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора оперы или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли вокалиста, художника или музыканта?

Для этого, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «театральную мастерскую». И мы объединяемся в группы «музыкантов» и «художников» Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности.

Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц.

Я, хочу попросить, выйти ко мне детей из группы «Музыкантов» Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, помогут детские музыкальные инструменты.

Слушание музыкального фрагмента оперы «Третья песня Леля».

Ну что, узнали героя сказки в этой музыке?

Обратили внимание на то, как музыка изображает этот персонаж. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор.

Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся должны объединиться в две группы. Первая создаёт «красочное полотно» для Леля, вторая группа - Снегурочки. .

Я предлагала следующую цветовую гамму: зеленый , голубой, белый, сиреневый светлый, розовый и цветочный рисунок в бело - розово-сиреневой гамме. Прикрепить бумажные кусочки к палитре, можно кнопками-гвоздиками.

Слушание музыкального фрагмента «Ария Снегурочки»

Остальные рисуют музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.

Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано».

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Она вся очень светлая, красивая, но холодная. Словно снежинка.

У Леля преобладают зеленые и желтые цвета, потому что, она является олицетворением весны. А вот Снегурочка, напротив,

Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки, и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?

Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней, вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для оперы, стать известным художником или профессиональным танцором. Сегодня, мы с вами ещё не можем считать себя настоящими мастерами. Вам ещё многому надо научиться.

Рефлексивно-оценочный этап

Вам понравился урок?

Что нового вы узнали?

А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров?

Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со времен языческой Руси.

Наш урок подходит к концу, весна не за горами. Давайте исполним песню о весне.

«Мамина улыбка», исполнение песни.

формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами

применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов

овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника,

понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;

выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа


формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора;

задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора


планировать результаты решения поставленной задачи

формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;

оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству.