Главная страница

Выступление на мо учителей естественно-математического цикла. «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в контексте фгос второго поколения»



Скачать 75.87 Kb.
НазваниеВыступление на мо учителей естественно-математического цикла. «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в контексте фгос второго поколения»
Дата08.04.2016
Размер75.87 Kb.
ТипРешение


Выступление на МО учителей естественно-математического цикла.
«Подготовка учащихся к итоговой аттестации

в контексте ФГОС второго поколения»

учитель химии МБОУ «СОШ №1» Валеева Е.А.

9.01.15

Новые  федеральные  государственные  образовательные  стандарты  отличаются  своей  направленностью  на  развитие  личностных  качеств  учащихся. Таким  образом,  в  условиях  реализации  современных  образовательных  стандартов  встает  задача  не  только  оценивания  метапредметных  и  предметных  результатов,  но  и  выявления  динамики  личностного  развития  учащихся  при  обучении  химии.  Следовательно,  необходим  комплексный  подход  к  подготовке  школьников  к  итоговой  аттестации  и  рассмотрению  результатов  их  образовательной  деятельности.  И для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации, нужно прежде всего организовать процесс обучения, в соостветствии с ФГОС второго поколения.

В связи с этим возникают вопросы:

- Чему учить (обновление содержания)?

- Ради чего учить (ценности образования)?

- Как учить (обновление средств обучения)?

Решение данных вопросов становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

Глава I. Универсальные учебные действия.

Определение, функции и классификация.

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком смысле  этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- искать и использовать необходимые средства достижения;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».

 В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 

- личностный

- регулятивный (включающий также действия саморегуляции)

- познавательный

- коммуникативный

1.1.Личностные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение. Это внутренняя позиция «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»

- действие нравственно-этического оценивания   в системе координат «Я и окружающий мир».

- действие смыслообразования. Это мотивация «Какое значение, смысл имеет для меня учение».

Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательного процесса: на  уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности через создание проблемной ситуации, разрешения коллизии, обучения работе  с информацией (пересказу, составлению плана, знакомство с разными источниками, используемыми для поиска информации).

1.2. Регулятивные действия

Регулятивные действия, дают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; (алгоритм действий); Например, определить «Что и как нужно делать, чтобы получился правильный результат?»

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик «Как думаешь, достаточно знаний для выполнения задания?»

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Задания типа: «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?»,

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Это такие типовые задачи: «Правильно ли оценил выполнение своего задания?», «По каким критериям  вы оценивали свою работу?»

- волевая саморегуляция и рефлексия как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий,например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий».

Развитие регулятивных УУД осуществляется через технологию проблемного обучения, где учитель – «режиссер» учебного процесса, а обучающиеся совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему.

1.3.Познавательные действия

Познавательные действия включают в себя:

Общеучебные

  • самостоятельное выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

- логические

  •   доказательство

  • выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы

- действия постановки и решения проблем

При формировании познавательных универсальных учебных действий можно использовать  приемы  технологии  развития критического мышления

1. Стадия вызова (перед определением темы урока, цели)-можно показать красочную картинку-этот прием называется «яркое пятно»или «третий лишний», прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления – прием «Кластер»  

1.4.Коммуникативные действия

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Виды коммуникативных действий:        

  • планирование учебного сотрудничества

  • постановка вопросов

  • разрешение конфликтов

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

  • владение монологической и диалогической формами речи

При этом меняется роль учителя: из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствующим  переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Для реализации коммуникативных УУД использую различные приемы,( релли,раунд-робин), в том числе

- творческий приемы «Круги на воде», «Мозговой штурм», «Круглый стол»

По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Групповая работа «Вертушка» Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше.

Таким образом, для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации в контексте ФГОС второго поколения, необходимо сформировать у учащихся основные виды УУД в процессе изучения хиии.

Используемая  литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с

  2.  Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192с.

  3.  Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.

  4. Пути решения современных проблем естественнонаучного образования
    (на примере биологии, географии и химии). Опыт Образовательной системы «Школа 2100». Презентация.

  5. gia2013real.orgviewforum.php?f=42&sid=…

  6. 26311-c003os.edusite.ruDswMedia/12_ximiya.doc

  7. niro.nnov.ru?id=13572

Таким образом, для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации, необходимо создать систему подготовки, которая будет работать при условии согласованной деятельности учителя , ученика и родителя. Необходимо продумать последовательность повторения на каждом занятии, правильно отобрать содержание, использовать эффективные методы и способы преподавания ( опорные схемы, таблицы, макеты, рисунки, электронные носители и т.д.), учитывая индивидуальные особенности подростка. Одним из эффективных средств является систематический контроль усвоения материала и коррекция знаний. Н

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

• Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта