Главная страница

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»



Скачать 167.39 Kb.
Название«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель структурного подразделения
Дата24.04.2016
Размер167.39 Kb.
ТипАнализ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель структурного подразделения

ГБОУ СОШ №10

Баринова Лариса Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Анализ ситуации.

  2. Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта.

  3. Планируемые результаты

  4. Система работы

  5. Диагностический инструментарий

  6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

  7. Список используемых источников.

  8. Приложение



  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье" она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.

Следовательно, если мы создадим и реализуем проект, то это :

будет способствовать развитию навыков самообслуживания;

расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.

Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.

  2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;

  3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

  4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

  5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

  6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

  7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети 2 младшей группы, родители

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми 2 младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .

  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .

  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.

  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

4.СИСТЕМА РАБОТЫ

Паспорт проекта : долгосрочный, игровой

Сроки реализации проекта: сентябрь 2012- август 2013года

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий :

здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций,)

информационно-коммуникативные ( презентации, интернет ресурсы)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Целеполагание:      Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.   «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.    Здоровье детей– одна из главных проблем семьи и детского сада.

  Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь  любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей культурно-гигиенические навыки, мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье

1 этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – основной

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит в  игровую ситуацию формулирует проблему:
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

Формы работы:

Виды

деятельности

содержание

Дата прове-дения

Ответ-ствен-ный

Познавательная деятельность

«Водичка, водичка...»

«Учим куклу мыть руки»

«Научим Машу – растеряшу        

 убирать вещи».

«Кукла в ванночке не плачет»

"Рассматривание одежды куклы Кати.»

Одевание куклы на прогулку.

«Мои здоровые зубки»

«Доброе утро расческа»

«Помоги зайке сберечь здоровье»

«Доктор Айболит»

«Чтобы быть здоровым»

«Сохраним свое здоровье»

«Как нужно ухаживать за собой»

сентябрь

октябрь

ноябрь
декабрь

январь
февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Воспи-татель,


Речевое развитие . Чтение

ГИГИЕНА

Потешка «Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

Г. Лагздынь «Солнце рано утречком»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Г Зайцев «Дружи с водой».

К. Чуковский «Мойдодыр»,

Л. Барто «Девочка чумазая»,

С, Бялковская «Юля-чистюля»,

Александрова «Купание»,

ПРИЕМ ПИЩИ

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали»

A. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп!»

ОПРЯТНОСТЬ

Потешка «Уж я косу заплету»

Потешка «Где мой пальчик?»

«Мне уже четыре года» (фольклор)

Потешка «Завяжу потуже шарф»

B . Бардадым «Вот как Г а л ю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благинина «Как у нашей Ирки» Э. Мошковская «Митя и рубашка»

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ

К. Жанэ «Братишки»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла — клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка»

Н. Глазова «Мальчик Петя»


В течение года



Воспи-татель


Беседа

«Чистота и здоровье»

«Когда надо мыть руки? »,

«От чего болят зубы? »,

«Что значит быть здоровым? »,

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,

«Друзья Мойдодыра».

В течение года


Воспи-татель


Дидактические игры и упражнения

«Таня простудилась»,

«Сделаем куклам разные прически»,

«Вымоем куклу»,

«Правила гигиены».

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться) »,

«Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»,

«Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик».

В течение года

Воспи-татель

Экскурсия

В прачечную детского сада

В медицинский кабинет

октябрь

апрель

Воспи-татель, мед-сестра


рассматривание и обсуждение картин

«Дети обедают»,

«Мама купает ребенка»,

«Игра с куклой».

сентябрь

декабрь

в течение года

Воспи-татель



игровые ситуации

«Кукла Катя не хочет мыть руки»,

«Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол»,

«Мы в гостях»,

«Готовимся к приходу гостей».

В течение года

воспитатель

проблемные ситуации

«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? »,

«Почему у кукол грязное полотенце? »,

«Почему Хрюшу не приглашают в гости? »

В течение года

Воспи-татель

алгоритмы

«Мытье рук»,

«Последовательность одевания на улицу»,

«Как чистить зубы».

В течение года

Воспи-татель, родите-ли

работа с родителями

Консультации:

« Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

«Здоровые зубы!!!»

«Учимся правильно ухаживать за зубами»

«Личная гигиена»

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Родительское собрание в форме мастер-класса во 2 младшей группе

« Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»



сентябрь
октябрь
ноябрь

декабрь
январь

февраль
март
апрель
май


Воспи-татель, мето-дист

Продуктивная деятельность

Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем»

Итовое мероприятие « Колобок идет в гости»

август

Воспи-татель,

Дети, роди-тели

3этап Заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.


ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

В средней группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

5.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.

Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.

Имя, фамилия ребенка

Сформирован-ность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформирован-ность навыка опрятной еды

Сформирован-ность навыка самообслужива-

ния при одевании и раздевании

Уровень сформирован

ности

1













1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение :

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.

 3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за: 

  • правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;

  • действие выполненное с небольшими неточностями - «2»;

  • неумение выполнять действие - «1».

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27 баллов

28 – 40 баллов

41 – 51 баллов

6. УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя, медсестра, психолог.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  2. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г

  3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006

  4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..

  5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г

  6. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

9.ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Конспекты непосредственной образовательной деятельности.

  2. Каталог дидактических игр

  3. Консультации и папки-передвижки для родителей.

  4. Конспект родительского собрания « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

  5. Подборка стихов и потешек по теме