Главная страница

«Воспитание в игре»



Скачать 62.65 Kb.
Название«Воспитание в игре»
Дата15.04.2016
Размер62.65 Kb.
ТипДокументы


Выступление на педсовете на тему:

«Воспитание в игре»

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребёнок изображает человека определённой профессии (учитель, капитан, шофёр) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества Все девочки бывают мамами, но каждая придаёт роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли лётчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребёнка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.
Содержание игр советских детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребёнку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит
дочку- куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет её содержание, её педагогическое значение.
Игра с куклами в дочки - матери существовала во все времена. Это естественно:
семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать.

Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрение к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.
Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботится о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своём «доме», стирают кукольное бельё.
Жизнь в детском саду также даёт богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребёнок получает много новых впечатлений.
В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя ёлка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят самолёты. Повсюду в нашей стране идёт строительство, и дети без устали строят дома, новые города.
Таким образом, через игру закрепляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.
«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе.
Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели……..
Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…..
«Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего……….»
А.С.Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространённые ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребёнка возможности самому решать игровую задачу. «У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им: здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок».
В педагогических исследованиях и в практике детских; садов мысли Н.К.Крупской и А.С.Макаренко находят своё развитие и подтверждение.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребёнка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача воспитателя – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиваться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда.
В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребёнка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо».Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить образы героев литературных произведений.
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое вошло прочно в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живёт наша страна.
Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приёмами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чём им читали. Для малышей, например, важно наглядное воспоминание – игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать спектакль кукольного театра или театр игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном её переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть?» Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.
Постепенно игра приобретает всё более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим
придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь
словесно го напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удаётся увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребёнка – один из важнейших и очень важных вопросов педагогики
детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребёнок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищи. Оказывая внешнее уважение командиру, он может быть, испытывает совсем другие чувства – осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребёнка, если он осознанно и глубоко вошёл в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.
Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.
При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребёнку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.