Главная страница

Введение Испокон веков казаки народ свободолюбивый, не терпящий гнета и принуждения, но всегда они были едины в одном: Служить Родине и нести дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла»



Скачать 104.61 Kb.
НазваниеВведение Испокон веков казаки народ свободолюбивый, не терпящий гнета и принуждения, но всегда они были едины в одном: Служить Родине и нести дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла»
Дата24.04.2016
Размер104.61 Kb.
ТипДокументы

Введение

Испокон  веков казаки народ свободолюбивый, не терпящий гнета и принуждения, но всегда они были   едины в одном: Служить Родине и нести дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла». Православие  исстари служило духовным стержнем Казачества, а казаки  были верными защитниками Православной Церкви.  Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи, они несли в храм. Как благодарственную жертву Господу за свое спасение.

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Поэтому

цель нашей работы: познакомится с религиозными традициями в культуре казачества.

Задачи:

  • Знакомство с историей православия на Кубани;

  • Закрепить навык работы с дополнительными источниками информации;

  • Рассмотреть прошлое народов, заселявших территорию Кубани.

Россия со слезой на светлом лике

Всё молит Бога, глядя на Кубань,

На Тихий Дон и на Амур Великий:

Приди, казак, из мёртвого восстань!

Не мстил обидчикам, не обижал убогих,

Но только Русь святую охранял,

За волю вольную, за веру свою в Бога

Он шёл на пушку, саблю и кинжал.

Так и теперь, явись, Россия просит,

Прекрасный витязь воли и Христа.

С Кубани ветер стук колёс доносит,

Да песня льется, вольна и чиста!

 

1.Рыцари православия

История кубанского казачества неразрывно связана с историей Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось красноречивое название – “Рыцари Православия”, т. е. защитники Христовой веры. К своим братьям они обращались словами: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти, – становись казаком».

В казаки принимали всякого. Нужно было только одно непременное условие – вера во Христа т.е. православное христианство. Казаки в своё товарищество принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки и быстро принимали все казачьи традиции. Донские казаки при вступлении в казачество спрашивали: В Христа веруешь? Если ответ был утвердительным, то просили перекреститься. Татарин и турок, казах и бурят принимал  веру казачью (православную), веру в Истинного Бога, и сливался  с донцами. Казаки, требуя веру, понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя, даст мужество новому казаку перенести тяжёлую жизнь среди военных походов и вечной опасности.

2. Православие и традиции казаков

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов. Благоволение свыше четко увязывалось с успехом в делах, удачей. «Господи, благослови!» – говорили кубанцы, начиная какое-либо дело.

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с Церковью было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. Без усердной молитвы казаки не начинали не одного важного доброго дела. Казаки также молились перед совершением круга и перед битвой. Молитва есть возвышение ума и сердца к Богу или беседа души с Богом, ибо молитвою мы можем всё испросить у Господа. Кто не молится, тот лишается общения с Богом.

«Несчастье для слепца – не видеть света, но гораздо большее несчастье для христианина – потерять расположение к молитве, лишить душу свою божественного света. В такой    душе водворяется тьма, а по исходе из тела уделом её будет тьма вечная и живая смерть».

С церкви начиналось основание любого казачьего поселения.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки Зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине. Починка и украшение церквей делалась на средства станичников. Собирали со всех приношения – хлеб, полотно и др. Собранное продавали с торга. В некоторых станицах 20 октября считалось кормным воскресеньем. До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма.

В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали  барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.

Казаки старались заботиться о своем духовенстве. На их долю выделялись обычные казачьи и особые паи, вознаграждения за требы, общественные молебны. Часто им приносили от себя добровольные пожертвования.

«Дерево познаётся по плодам»- гласит пословица. А жизненный путь казака прослеживается по его поступкам и... детям.

Без детей семья - не семья.  Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей», Божья благодать. Неимение детей считалось Божьим наказанием. Жизненный путь казака или казачки начинался с крещения.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Таинству крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному).

Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

ВАЖНЫМ ЭТАПОМ В ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ БРАК И ВЕНЧАНИЕ.

Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три Земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.
ПАМЯТЬ О ПРЕДКАХ

Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». Дети не должны ничего предпринимать без согласия и родительского благословления. После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся, и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Дети знали, где проживают эти одинокие старики и старухи и разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку, зарезали кабана – отнеси тому-то, наловили рыбы или спахтали масло – отнести тому-то, и пр. поделиться своим достатком было жизненной потребностью.

Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись своими крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест великое дело».

ПОМОЩЬ БЕДНЫМ

Самая действительная и угодная Богу милостыня – это тайная, чтобы никто не знал, кроме Бога, добро, которое ты делаешь. Наиболее состоятельные казаки запрягали в повозку лошадь, насыпали в нее зерна, а сзади повозки привязывали корову, намотав ей на рога ткани, выезжали из станицы или хутора подальше и оставляли эту упряжь, как подаяние на дороге. О виде этой милостыни люди знали, и, не испытывающие нужду считали за грех воспользоваться этим подаянием. Практиковалось также оставлять эту упряжь незаметно у дома бедной семьи, привязав лошадь к плетню или воротам. Нередко казаки продавали часть имущества, а деньги определяли после смерти отдать в церковь на помин души.

3. Кубань православная

Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой в разобранном виде и походную церковь, которую  подарил им Потёмкин. На Тамани войсковым судьёй Антоном Головатым в 1794 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. По одной из легенд, действующая ныне в Тамани церковь Пресвятой Богородицы построена на месте той, что возвёл ещё в XI веке киевский князь Мстислав, одержав победу в битве с касожским богатырём Редеей. Да и  сами названия казачьих поселений несли  отпечаток веры: Архангельская, Новопокровская, Новорождественская, Вознесенская, Петропавловская, Успенская…

Казачьи станицы без церкви не жили, но и в отсутствии её сама пропитанная верой почва, обнесённая везде и всюду житиями святых, внушала и поддерживала верховный закон народного бытия. Эта вера плодоносила здесь вместе с хлебом, со страдными циклами, из которых выводили красные церковные дни, чтимые беспрекословно.

В 1794 году из Петербурга последовало разрешение возводить церкви в тех поселениях, где насчитывалось не менее 100 дворов и 400 мужчин.

К 1799 году на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения.

Обитель древняя когда-то

Была как пристань для людей.

Устав она хранила свято,

Гнушаясь пагубных идей.

Ко всем любовию дышала,

Желая каждому помочь,

На покаянье приглашала,

Скорбя о грешных день и ночь.

Звала невидимой рукою

И молодёжь, и стариков,

Готовя к вечному покою

Пришедших с разных уголков…

В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с жёнами и детьми, коренные жители и иногородние – кто пешком, кто на дрожках, либо в расписной тачанке, устланной персидскими коврами. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, договаривались увидеться после церковной службы. Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как  только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили.

 В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивали поклоны в сторону икон. Рядом с иконами располагались высокие, начищенные до блеска, переливающиеся медные доски. Это памятные доски, на которых старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою или на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных ими наград, как правило, Георгиевских крестов. Наличию этих досок придавали первостепенное значение.

Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили всё, что имело к ней отношение. Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

Святой угол иногда называли царским. Вероятно, там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени – по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царя Славы.

Невозможно себе представит казацкую хату  без Святого угла.

Если в хату заходили гости – первым делом крестились на иконы, укрытые сверху вышитыми рушниками или кружевными полотенцами.

За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника. Тогда же  в хату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе. Вскоре хозяин заказывал красивый стол- угольник тёмно-вишнёвого цвета, на котором появлялась кружевная скатерть – дело рук умелой казачки. Здесь располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники.

Подходил срок службы казака. В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный     молебен. Шли годы. Казак возвращался. Родители выходили с иконой встречать его. А потом  икона снова занимала своё место в святом углу.

Так святой угол становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала свой особый смысл.

Каждому человеку – верующему или неверующему должна быть интересна история своей семьи, города, где он родился и жил, на какой улице жили его деды и прадеды, какому роду принадлежали, что любили, чему молились, в какого Бога верили.

Неспокоен и тревожен

Послан двадцать первый век.

Будь сугубо осторожен,

Православный человек!

 

Никогда не утихают

Войны вечных бунтарей,

Реки слёз не высыхают

У несчастных матерей.

 

Возникают распри, драки,

Среди множества людей,

Озверели, как собаки,

От погибельных идей.

Предрекали наши деды

О последних временах.

Что людей постигнут беды

Кто не кается в грехах.

В советское время утверждалось, что вера у представителей казачьего сословия не была глубокой. Храмы были разрушены. Гонители веры надеялись, что через одно – два поколения кубанцы забудут названия соборов, церквей и часовен. Но все возвращается на круги своя – общество осознаёт, как важно вернуться к духовным истокам, восстановить разрушенные и возвести новые храмы.

Бог попускает разрушение святынь тогда, когда люди перестают быть их достойными. Забыл народ нравственные законы своего Создателя, уклонился от Его спасительных заповедей, разрушил храмы своих душ – вот и стали рушиться видимые святыни. Но, слава Богу, теперь люди стали возвращаться к духовным ценностям своей страны.

Вот и видим мы, как вновь засияли купола восстановленных церквей и плывёт как встарь малиновый звон колоколов кубанской земли. Так и должно быть. Должно быть время для впечатление и раздумий.
Заключение

Мы должны научится уважительно относится к культуре, обычаям, традициям, религии  не только казачества, но и других народов, которые живут  вместе с нами на кубанской земле. Счастливого вам пути в жизни да хранит вас Бог.

Мы, нынешние, плохо верим в чудо,

и знаем мы, с тоской глядя окрест:

на каждого Христа - есть свой Иуда,

своя Голгофа, свой тяжёлый крест.

А ранее - хотите, не хотите ли -

с надеждою глядели в небеса,

и люди свято верили в Спасителя.

и потому - творились чудеса.
Список используемых источников:

1. Баранец А.А., игумен Иосиф (Марьян), А.В. Саввин «Судьба России в жизни астраханских святителей (митрополит Иосиф астраханский и архиепископ Митрофан /Краснопольский/)

2. Великая Н.Н. (г. Армавир) «Официальное православие и гребенские казаки в XVIII -начале XX вв.»

3. Отец Владимир (Тер-аракельянц) «К вопросу об изучении истории православной церкви на донской земле»

4. Воронцов С.А. (г. Ростов-на-Дону) «Религия и право в контексте современной политической ситуации в России»

5. Голованова С.А. (г. Славянск-на-Кубани) «Религиозная ситуация в казачьих регионах Терека и Кубани (конец XVIII - XIX вв.)»

6. Данилова М.И. (г. Краснодар) «Социальная доктрина православия»

7. Добаева И.П. (г. Ростов-на-Дону) «Богослужебно-певческая культура русской православной церкви: традиции и современность»

8. Лаза В.Д. (г. Пятигорск) «Опыт миссионерской деятельности русской православной церкви на кавминводах в конце XIX -начале XX вв.

9. Ляушева С.А. «История православия адыгов»