Главная страница

«Я в гости к Пушкину спешу »



Скачать 33.67 Kb.
Название«Я в гости к Пушкину спешу »
г.о.Тольятти
Дата09.02.2016
Размер33.67 Kb.
ТипУрок

Разработка урока по внеклассному чтению.

ТЕМА УРОКА: «Я в гости к Пушкину спешу...»

Автор: Чернышова Наталья Валериевна

Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.

ЦЕЛЬ УРОКА: ввести учащихся в мир пушкинско­го слова, обратить внимание детей на народность, образность языка поэта, развивать чувство поэти­ческого слова, умение размышлять над стихотвор­ным произведением.

ХОД УРОКА

Благословен и день, и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово.

Г. Гоц

Учитель. В первом классе у нас с вами состоялся урок, по­священный А. С. Пушкину. Он назывался так же, как и сегодня: «Я в гости к Пушкину спешу...» Тогда произо­шло ваше первое знакомство с поэтом, вы узнали, как создавались его замечательные строки: «У Лукоморья дуб зеленый...» Прошло время, и вновь здесь звучат пуш­кинские стихи, будем их слушать и учиться чувствовать... Помните? Михайловское... Зима... Пушкин в окружении своих героев... А на вопрос: «Какое оно, пушкинское слово?» — вы отвечали: «Русское». Урок я начинаю с загадок.

Первая:

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка».

И вторая:

«Ты встаешь во тьме глубокой,

круглолицый, светлоокий,

И, обычай свой любя,

Звезды смотрят на тебя».
Сравните их. Что в них различно и что общее?

Дети отмечают, что первая загадка народная, вторая это строки из сказки Пушкина.

Учитель. Чувствуете ли вы, что «пушкинская загадка» по­хожа на народную?

Ученики говорят о языке поэта, близком к народ­ному.

Учитель. А какие старинные слова вы выделите, читая такие пушкинские строки:

Вы, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

* * *

Стал он кликать золотую рыбку.

* * *

«Кабы я была царица», —

Третья молвила сестрица.

Ученики выбирают из отрывков следующие слова: светлица, кликать, молвила.

Рядом с пушкинскими словами записываются слова-си­нонимы; обращается внимание на слово «кликать», которое в современной речи не употребляется, но есть однокоренные слова — клич, воскликнуть, восклицание. Учитель. Прочитав ряд отрывков из сказок поэта, вы обна­ружите, что пропущено одно слово. Попробуйте вспом­нить или догадаться, какие это слова.

Здравствуй, князь ты мой ...! (прекрасный)

Что ж ты тих, как день ненастный?

* * *

Кто-то... прибирал (терем)

И хозяев поджидал.

* * *

Месяц под... блестит, (косой)

А во лбу звезда горит.

* * *

Для меня вы все равны,

Все ... и умны, (удалы)
Работа выполняется.

На доске записаны стихотворные строки Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле...

* * *

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...
Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

Дети читают выразительно.

Учитель. Какие чувства передают эти строки? Какое на­строение? Ученики рассуждают.

Учитель. Как прекрасно начинаются пушкинские строки. Первая строка задает тон. Стихотворение, так начатое, не может быть плохим.

Всего одна строка,

Исполненная грусти.

Плывут ее слова

Сквозь дали и года...

Подумайте, почему?

Всего одна строка, а возникает целая картина. «Уж небо осенью дышало...» Попытайтесь создать словесную пей­зажную зарисовку по одной пушкинской строке.

Работа выполняется и проверяется.

Учитель. В заключение, хочу посоветовать вам чаще бы­вать наедине с поэтом, и вы ощутите, как по-новому, све­жо и сильно зазвучат в вашей душе «чувства добрые», что он «лирой пробуждал».

Мы не прощаемся с поэтом, а говорим: «До свидания! До следующего урока».

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина