Главная страница

Задача учителя логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения,



Скачать 78.31 Kb.
НазваниеЗадача учителя логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения,
Дата15.04.2016
Размер78.31 Kb.
ТипЗадача

Исхакова Расуля Сальмановна

учитель-логопед высшей категории

МАДОУ ДС №48 «Золотой петушок»

г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми с расстройством экспрессивной речи.

(Из опыта работы).
С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зарождается в дружной теплой атмосфере дома. Поэтому в коррекционной работе с детьми с расстройством экспрессивной речи учитель-логопед должен пригласить семью к сотрудничеству. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом, закрепить в процессе повседневной жизни.
1. Цели и задачи взаимодействия.

Задача учителя - логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Цель взаимодействия учителя-логопеда и родителей: создание благоприятных условий, способствующих повышению эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

1. Оказать родителям консультационную и практическую помощь.

2. Повысить родительскую компетенцию по вопросам расстройства экспрессивной речи и ее устранения.

3. Развить у детей и родителей необходимый навык сотрудничества.

4. Обеспечить комфортное ощущение ребенка в процессе коррекционной работы, окружить его душевным теплом, заботой и лаской.
2. Взаимодействие с родителями в работе учителя-логопеда.

Для успешной коррекционной работы с детьми учитель-логопед и семья ребенка должны действовать согласованно. Единство семьи и учителя-логопеда дает возможность плодотворно осуществлять коррекционные мероприятия. Другими словами, долг родителей - быть помощниками учителя-логопеда. Для установления правильных взаимоотношений между учителем-логопедом и родителями необходимо личное общение родителей с ним и взаимное осведомление друг друга об успехах и неудачах как на коррекционных занятиях, так и в семье. Опыт показывает, что дети с наилучшими результатами, как правило, те, которым активно помогают родители.

Родители должны получить консультацию по вопросам обучения детей с расстройством экспрессивной речи, искоренения неправильного отношения к дефекту и со стороны родителей, и со стороны самого ребенка, предупреждения возникновения вторичных дефектов, способствующих формированию негативных качеств личности и приводящих нередко к трудностям социальной адаптации.

У некоторых родителей нередко создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. С первых встреч с родителями учитель-логопед должен подчеркивать, что коррекционная работа требует систематических, продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Тесный контакт учителя-логопеда с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном устранении речевых дефектов и нарушений у детей-логопатов.

Коррекционно-педагогический процесс работы с семьей включает три блока:

- просветительский,

- консультативный,

- собственно коррекционная работа.

Просветительский блок заключается в предварительном ознакомлении родителей с целями, задачами и методами коррекционной работы.

Консультативный блок включает в себя тематические консультации и беседы с родителями, в ходе которых обсуждаются нарушения, выявленные у их ребёнка, способы устранения.

Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции.
3. Формы взаимодействия

Активное взаимодействие всех трех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, детей и их родителей является одним из важнейших факторов успешного и эффективного обучения детей-логопатов.

Коррекционная работа с детьми с расстройством экспрессивной речи - это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Учителя-логопеды должны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми, проводить информационную работу для того, чтобы родители продолжали коррекционную работу вне стен детского сада.

С этой целью в своей работе использую следующие формы взаимодействия: традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам взаимодействия можно отнести:

- родительские пятиминутки,

- родительские собрания,

- система консультаций,

- открытые занятия.

В ходе работы с родителями организовываю пятиминутки – короткие беседы по вопросам родителей. Родители в свою очередь проявляют большую заинтересованность. Это связано с тем, что они беспокоятся, чтобы их дети не остались на всю жизнь с изъянами речи. Подчеркивают важность недочетов речи и сами участвуют в этой работе: поощряют детей, помогают в выполнении домашних заданий.

Пятиминутки позволяют сиюминутно, сразу при возникновении вопросов, получить ответ на них. Это способствует активизации включения родителей в коррекционную работу с детьми.

Родительские собрания - одна из самых распространенных форм коллективной работы с семьей. Она имеет свои положительные моменты: позволяет одновременно сообщать нужную информацию большой аудитории, осуществлять запланированное влияние на слушателей. Родительские собрания проводятся с целью поддержания интереса родителей к процессу коррекционной работы.

 Важное место в работе с родителями занимают консультации. Это одна из давно испытанных форм, позволяющая успешно осуществлять дифференцированный подход к семье. Консультации использую двух видов: коллективные и индивидуальные.

Консультации организую, когда нужно провести соответствующую разъяснительную работу с родителями или вооружить их какими-либо умениями. Периодичность и длительность консультаций трудно предусмотреть заранее. Они обусловлены уровнем осведомленности группы, с одной стороны, и степенью обучаемости родителей, с другой. Вне графика обычно проводятся индивидуальные консультации.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года. Для родителей проводятся открытые индивидуально-практические, подгрупповые и фронтальные занятия, на которых они могут видеть как работают дети и чему они научились. На этих занятиях также учитель-логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно-иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

После посещения занятий у родителей повышается интерес коррекционной работе, появляются вопросы к учителю-логопеду.

Нетрадиционные формы взаимодействия направлены не только на ознакомление родителей с коррекционной работой, но и на активное вовлечение их в сам процесс. К таким формам взаимодействия относятся:

- домашние задания детям, способствующие выполнению его совместно с родителями,

- дни «открытых дверей»,

- оформление речевого уголка,

- театрализованная деятельность,

- проектная деятельность (метод проектов),

- тематические выставки.

Совместное выполнение домашних заданий. Вопрос о повышении эффективности коррекционной работы остается темой актуальной и одним из резервов является более тесная связь между учителем-логопедом и родителями. Именно по этой причине в работе с детьми-логопатами в индивидуальных тетрадях обязательно записываются задания, требующие активного участия и помощи родителей в их подготовке.

Дни «открытых дверей» подразумевают посещение логопедических занятий любым родителем воспитанников дошкольного учреждения для знакомства с педагогом, его стилем общения с детьми, формой работы, содержанием занятий.

В группе оформляется речевой уголок, на котором размещаются информационные стенды, тематические папки-передвижки, информационные проспекты и буклеты собственного изготовления.

Театрализованная деятельность активно используется в коррекционной работе с детьми-логопатами. Итогом данного вида деятельности всегда является представление родителям мини-спектакля с использованием театральных атрибутов (музыкальное сопровождение, сценические костюмы, маски). Благодаря театрализованной деятельности становится возможным формирование у детей положительного настроя и всестороннего развития логопатов.

Активно в своей работе использую метод проектов, как самый эффективный способ вовлечения родителей в коррекционную работу с детьми-логопатами. Заключается она в выполнение детьми-логопатами совместно с родителями части общего задания. Проекты являются заключительным итогом по пройденному материалу на актуальную тему. Например, по итогам изучения определенной буквы представляется задание на дом: написать на весь лист (картон или альбомный лист) большую пройденную букву и украсить ее различным материалом. Как показывает практика, родители с детьми используют самые неожиданные решения. Например, буква «Г» из гвоздей, «Э» из цветков, изготовленных из ленточек, «Ж» из спичек, «П» из макарон или пазлов и так далее. Во время выполнения этого задания дети весело проводят время с родителями, проявляя самую невероятную фантазию.

Итогом каждого проекта является тематическая выставка с представлением результата совместной деятельности, ведь наиболее важным в образовательном процессе является: для детей – оценка родителями результатов их деятельности, а для родителей - возможность видеть новые достижения своих чад. В коррекционной работе проводились такие выставки: «Буквы сказочного леса», «В море, в океане», «Путешествие в Африку», «К нам приехал цирк», «Птичья гостиница», «Детский сад для лисят», «Собрание воронов», «Магазин одежды», «В порту», «Аэродром», «В честь праздника 23 февраля» и так далее. Дети и родители с удовольствием посещают выставки, обсуждают весь процесс по работе над проектом и с нетерпением ждут новых тем и новых проектов.

Как показывает опыт, в начале учебного года и в первый год после посещения детьми речевой группы родителей приходится убеждать в том, что их помощь в коррекционной работе необходима. Но со временем, после проведенной работы учителем-логопедом по взаимодействию с родителями и их вовлечению в процесс, родители сами начинают идти к логопеду с сомнениями и вопросами, проявляют активность и заинтересованность.
Список литературы

Исхакова Р.С. Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. - Нижневартовск, 2005.

Исхакова Р.С. Программа обучения и воспитания детей с расстройством экспрессивной речи «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений речевого развития детей-логопатов: «В волшебной стране Звуколяндия». – Нижневартовск, 2008.

Исхакова Р.С. Подпрограмма «Взаимодействие с родителями в коррекционной работе с детьми с расстройством экспрессивной речи: «Муми-мама, муми-папа» - Нижневартовск, 2008.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.—Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.