Главная страница

Зимняя жизнь птиц и зверей



Скачать 143.57 Kb.
НазваниеЗимняя жизнь птиц и зверей
Дата09.04.2016
Размер143.57 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока
по окружающему миру

2 класс
по теме:

«Зимняя жизнь птиц и зверей»

Учителя начальных классов

Крючковой Надежды Валерьевны

Окружающий мир, 2 класс.

Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Цели:

  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.

  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.

  • Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.

  • Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.

  • Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Начинается урок.
Он пойти вам должен  впрок.


II. Проверка домашнего задания.

- Послушайте стихотворение.

Закружи!

В небе, будто на пружинке,

Закружились три снежинки,

Прочертили быстрый след

Раз-два-три - и снега нет.

Но уже за их разбегом

В целом мире пахнет снегом.

Пахнет снегом каждый скрип,

Стук синиц и мёрзлый гриб.

Пахнет снегом струйка смеха

Снегом пахнет даже эхо

Всё светло, морозно, звонко.

Лай щенка и крик ребёнка!

Чистый, белый, удружи -

Веселее закружи!

  • О каком времени года идёт речь?

- О зимушке–зиме. Так ласково называли в народе самое суровое, но в то же время - прекрасное, красивое время года.

Слайд № 1 «Зима».

  • Какой зимний месяц идёт сейчас?

  • Определите, какая сегодня погода?

  • Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

(Ответы детей: Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы.)

- Поможет проверить нам домашнее задание наш гость, Снеговик. На кормушку к снеговику слетелись птицы, которые остались у нас на зиму.

  • Как называются такие птицы?

(Ответы детей: зимующие.)

  • А как называются птицы, которые улетели от нас в тёплые края?

(Ответы детей: перелётные.)

  • Почему они улетели?

(Ответы детей: из-за нехватки корма.)

- Остановимся на зимующих птицах.

Викторина: « Угадай птицу»

-По моим вопросам вы должны угадать птицу, показать на кормушке, рассказать, что вы о ней знаете.

1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

Слайд № 2 «Дятел».

2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)

Слайд № 3 «Клёст».

3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)

Слайд № 4 «Поползень».

4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)

Слайд № 5 « Ворона».

5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица)

Слайд № 6 «Синица».

6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)

Слайд № 7 «Снегирь».

7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)

Слайд №8 «Воробей».

- Трудно находить птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы. Как человек должен помогать птицам пережить зиму?

(Ответы детей: подкармливать, развешивать кормушки.)

III. Работа по новой теме.

– Прежде чем перейти к теме урока вспомним, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

(Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)

- На прошлом уроке мы говорили, как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений. Но только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе?

(Ответы детей.)

- Безусловно, изменения в неживой природе повлияли не только на жизнь растений, но и на жизнь птиц, зверей и других животных.

- Кто догадался, какая же сегодня тема урока?

- Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Слайд № 9 «Название темы урока».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Цель урока: Узнать, как зимуют дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.

- Каких животных вы знаете?

- На какие две большие группы можно разделить животных?

(ответы детей: дикие, домашние)

- Почему они так называются?

- Каких диких животных вы знаете?

- А хотите отправиться в путешествие в зимний лес за чудесами к диким животным?

( слайд №10 «Зимний лес»)

Путешествие.

- Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?

1.) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придёт весна

Просыпается от сна.(медведь)

(слайд №11 « Медведь»)

- А кто знает, как медведя в народе называют?

(ответ детей: косолапый)

-Почему?

(ответ детей: за неуклюжесть)

-Как зимует медведь?

(ответы детей)

- Давайте послушаем, какой разговор произошёл между сорокой и

медведем.

Сценка: «Сорока и Медведь»

- Эй, Медведь, спишь, что ли?

- Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?

- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?

- Охо-хо ! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» - значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!

- Почему медведь спит зимой?

(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)

- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?

-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.

Только ли медведь спит зимой? Послушайте разговор зайца и летучей мыши.

Сценка: « Заяц и Летучая мышь»

- Здравствуй, Ушан-Летучая мышь!

- Здравствуй, Заяц-Длинные уши!

- Как живёшь поживаешь?

- Лучше всех живу - горя не знаю!

- Как же ты это так ухитряешься?

- Это проще простого. Как плохо мне,- зима там пришла или дождь, ветер, - я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.

- Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если сплю так и то с открытыми глазами!

- Какие ещё животные впадают в спячку?

(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )

- Отгадайте к какому зверю мы отправимся теперь.

2.) Длинное ухо

Комочек пуха

Прыгает ловко

Любит морковку. (заяц)

(слайд № 12 «Заяц»)

- Почему зайца в народе называют косой?

Сообщение ученика.

- Прежде, чем поговорить о жизни зайца зимой, давайте послушаем разговор зайца со снегирём.

Сценка: « Заяц и Снегирь»

- Заяц белый, куда бегал?

- На деревню.

- Для чего?

- Клочок сена подобрать, зелени пощепать, кочерыжку капустную в огороде найти.

- И нашёл?

- Как бы не так, сено под снегом, зелень под снегом, в огороде собаки брехучие!

- А теперь ты куда?

- Осинку глодать.

- Да она, поди, горькая?

- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!

-Чем питается заяц зимой?

(ответы детей: зимой зайцы ведут активный образ жизни, едят кору деревьев, сухую траву, веточки и чуть – чуть хвою)

-Как приспосабливается заяц –беляк к зиме?

Сообщение ученика.

- Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается ветками деревьев, травой?

(ответ детей: лось)

(слайд №13 «Лось»)

- Что вы знаете об этом животном?

(рассказ учеников дополняется рассказом учителя)

Физминутка.

Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?

3.) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса)

(слайд №14 «Лиса»)

-Почему лису прозвали Патрикеевной?

- Давным-давно 700 лет назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса хитрая она получила отчество Патрикеевна.

- Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?

(В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы:

- Какой образ жизни ведёт лиса зимой?

- Почему лиса недовольно своей окраской?

- Чем питается лиса?

- Почему не запасает корм на зиму?

- Где укрывается от непогоды и врагов?)

Кто ещё из животных ведёт такой же образ жизни, как и лиса?

(ответ детей: волк)

(слайд №15 «Волк»)

- Расскажите всё, что вы знаете о волке?

(ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)

Последний зверь, к которому мы отправляемся в гости, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ Н. Сладкова «Загадочный зверь»

4.) Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:

- Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.

Я подумал и твёрдо сказал:

- Дятел!

- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

- Ага, ты птица осоед!

- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Гусениц и личинок любят дрозды.

- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

- Ты, наверное, лесная мышь.

- И не мышь. Бываю я сама ем мышей.

- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

- То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.

- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.

- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

- Рано – ответил я.

- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

- Может ты цапля?

- Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Похоже ты куница.

- Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.

Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!

- Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.

- Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.

- Кто же последний гость?

(слайд №16 « Белка»)

- Почему же белка загадочный зверь?

(ответы детей)

- Летом у белки очень разнообразная пища. А как зимой она решает свои трудности, чем питается, как зимует, вы узнаете, послушав разговор синицы и белки.

Сценка: «Синица и белка»

- Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?

- Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

- А чем же ты кормишься?

- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы- то и отсижусь!

- Как зимует белочка?

(ответы детей)

Хоть и нет в лесу орехов, грибов белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои запасы. Сильные морозы пережидает в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.

- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?

(ответы детей)

Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.

- Как зверёк меняет свою шерсть?

(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

IV Итог урока.

- Давайте подведём итог.

- Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?

(ответы детей)

- Другие звери пользуются своими запасами. Какие?

(ответы детей)

- Некоторые на зиму засыпают. Какие?

(ответы детей)

- Для маскировки некоторые животные меняют окраску. Какие?

(ответы детей)

- У многих животных вырастает тёплый подшёрсток, спасающий их от холода. Почти все животные имеют хороший слух, зрение, чуткое обоняние для поиска пищи и спасения от врагов.

V. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы возвращаемся в класс.

- С каким настроением вы возвращаетесь в класс?

- Что вы можете сказать о путешествии?

- Что бы вы взяли с собой из путешествия?
VI. Домашнее задание.

- Не смотря на все приспособления к зиме, животным и птицам бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? А птицы? Почему их надо подкармливать?

Вы узнаете прочитав в учебнике тему

«Зимняя жизнь птиц и зверей» стр. 32-35.

Это ваше домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из животных.


САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Крючкова Надежда Валерьевна

Дата: 08.03.2013 года

Класс: 2 «Б»

Предмет: интегрированный курс «Окружающий мир. Литературное чтение»

Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Преподавание окружающего мира ведется по учебнику Плешакова в 2-х частях (2 ч в неделю). На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: « Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы», «Зима в мире растений», «Зимние праздники». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Эта удивительная природа».

Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  1. Образовательный: сформировать у детей представление о жизни животных в зимнем лесу как важнейшем явленияи природы.

  2. Развивающий: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;

  3. Воспитательный: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Это урок освоения новых знаний, третий урок темы «Эта удивительная природа».

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. По виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  1. По виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга, отмечаются в журнале отсутствующие. Затем учащимся предлагается отгадать загадку и просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями), устный, письменный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения путем подбора иллюстраций к заданной схеме. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.

На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее мини-сценки ), метод наглядности (демонстрация слайдов, ) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды.

Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый школьник делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на земле. Особенностью моего урока по теме «Зимняя жизнь птиц и зверей» заключается в том, что дети сами проводили исследовательскую работу, собирая информацию о лесных жителях, а потом защищали её на уроке. В урок включено много занимательного материала. Это загадки, викторина путешествие, сказочный гость, прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между зверями, птицами. Использование занимательного материала помогло активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомляемость.

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась физкультминутка.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о жизни диких животных и зимующих птиц нашего края. Учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи термины (стайки, популяции и др.)

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 20 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: по карточкам определить название животных и птиц. Слабые ученики получали карточку, где было описание того или животного и на доске надо было найти его.

Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

Я считаю, выбранная форма достаточно эффективна. Большой интерес ребят на уроке вызвало использование компьютерного и проекционного оборудования, что также позволило рационально распределить время на уроке, способствовало динамичности урока. С большой ответственностью ребята подошли к исследовательской работе и инсценировке сценок « разговоры в лесу», что позволило проявить актёрские способности. Занимательный материал не только помог в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывал любовь ко всему живому. Вызвал желание помогать животным, сохранять их.

Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения.